Великая война, евреи и русская пропаганда

Великая война, евреи и русская пропаганда

Военная операция выводит многих на чистую воду. Люди, которые говорили: «мы, русские, такие-то и нам необходимо…» стали активно отказываться от своей (чужой?) национальной принадлежности и записываться в другие или просто-напросто честно говорить, кем они являются. Почему бы и нет.

Конфликт с той стороны рассматривают как исключительно этнический. Со стороны украинских патриотов звучат призывы разным малым народам России то отказаться от присяги, то чуть ли не пойти к администрации, кричать проукраинские лозунги. Подразумевается, что все непременно должны начать дружить с украинцами против русских, в том числе во вред себе. Зрелище, конечно, и жалкое, и печальное одновременно.

Но что мы о настоящем времени? Оно нам совсем неинтересно. Давайте узнаем, как русское правительство использовало военную ситуацию для смягчения национальных трений сто лет назад. 

Итак, евреи. Еврейское общество в России 1914 года было намного более пестрым, чем сейчас. Большинство его составляли весьма простые люди, занимавшиеся торговлей. Они были замкнуты в себе, в собственной религиозной общине, и даже еврейская мафия терроризировала почти исключительно представителей собственного племени. 

Конечно, европейским евреям надо было как-то жить в европейских государствах. В XIX веке на фоне национальных подъемов, образованные городские евреи начали осознавать себя верными подданными и гражданами. Когда Теодор Герцль обращался к состоятельным немецким евреям с разговорами о собственном национальном государстве, они были в замешательстве, потому что что за чудак такой? Эти люди уже почти считали себя «тоже немцами». 

В России из-за черты оседлости и некоторых других правительственных решений у евреев был, скажем так, зуб на русских. Евреи массово покидали страну в поисках лучшей судьбы. С другой стороны, к концу XIX века довольно многие из них успели получить великолепное русское образование и стать частью русской интеллигенции, пробившись даже в самые ее верха. Россия была их родиной, и лояльность ей была выгодна в любом случае. Русские относились к евреям примерно так же, как прочие европейцы, но и законы, и нравы тогда смягчались на глазах.

Поэтому в 1914 евреи шли в армию. У разных правительственных и культурных деятелей тогда были свои мнения в том, насколько евреи будут верны России и стоит ли их брать в солдаты вообще. С этим не спешили. В начале XX века службу проходил всего 1% русских евреев. Но реалии войны и необходимость мобилизации диктовали свои условия. Надо было действовать, и поэтому иудеи надели зеленую форму, встав в одни ряды с православными.

Конечно, евреи на войне тоже проявляли героизм. Правительство не противилось тому, чтобы факты о евреях-воинах распространялись на русском языке. В печать вышли журналы «Война и евреи» и «Евреи на войне», которые освещали еврейское участие на стороне Российской империи. Несмотря на то, что это была еврейская пресса, издававшаяся на средства еврейских меценатов, надо понимать, что все материалы проходили цензуру. Поэтому вполне можно приравнять еврейскую военную печать к государственной пропаганде. По крайней мере, частично.

Превратить евреев в таких же верных подданных, как русские или немцы, было не очень просто. И война пришлась кстати. Просим заметить, что все надписи на плакатах сделаны на русском, журналы, которые мы приводим здесь, тоже, как видите, на русском. Это важный момент. Согласно переписи 1897 года, русский был родным лишь для 0,8% евреев, а 94% назвали таковым идиш. Значит, пропаганда была рассчитана не только на евреев. Она должна была быть понятна русским.

Формат графической пропаганды про еврейских удальцов повторял аналогичный, использовавшийся для русских. Рисунок с сюжетом и подпись. В качестве героев брали тех, кто проявил доблесть и был награжден. Как, например, рядовой 67-го пехотного Тарутинского полка Димитрий Кац, обнаруживший немцев и обративший их в бегство, несмотря на то, что его взвод уступал в численности. Под плакатом были очень необычные для того времени слова. Приводим отрывок:

Готов он был пожертвовать собой
Но, видимо, спас его сам Царь небесный,
А Царь земной страны его родной
Героя отличил за подвиг честный

Приветствует родимая страна
Теперь его за подвиги лихие
Он доказал, как могут племена
Быть верными возлюбленной России

Нет сомнения, что слова про Бога были обращены к русским. Бог спасает евреев, которые доказывают «…как могут племена быть верными возлюбленной России» — с того же плаката.

Обложки еврейских журналов украшали портреты военных с краткими пояснениями, чем они себя проявили.

К слову о цензуре и ограничениях. Фотография вот этого юного добровольца опубликована в журнале «Новый восход», который являлся продолжением «Восхода» — еврейского ежемесячника, выходившего в Петербурге безо всякой предварительной цензуры.

Подытожим. Русско-еврейские отношения имеют весьма непростую историю. Обиды до сих пор живы и с той, и с другой стороны. Решить их политкорректностью невозможно, а призывать кого-либо виниться за старое по этническому признаку — преступно. Напротив, полезно напоминать о рациональных инициативах русского правительства и той работе, которая свершалась несмотря ни на что, внося лепту в дело гражданского добрососедства.

Задонать своей кибердиаспоре
И получи +14 баллов социального рейтинга!
Image link