Эпоха косплея

Эпоха косплея

Эпоха Возрождения началась в Италии, потому что тамошним жителям было, собственно, что возрождать. Рим и Флоренция XIV века действительно помнили древних. Помнили весьма условно — через поколения наследования древних знаний, — но для того, чтобы считать так, вполне хватило и этого.

Гуманизм, сейчас означающий просто человеколюбие (и начинает распространяться даже на животных), появился именно в то время и был самой настоящей наукой: studia humanitatis. Гуманисты считали, что человек может улучшить себя, исследуя себя сам, а не только полагаясь на божественные законы. Основным инструментом этой науки, конечно, была выбрана античная мысль. Она изучалась и адаптировалась к современности.

Помимо философии просвещенное итальянское общество интересовалось античным искусством. Началось массовое подражание древним во всем, на что падал глаз, и постепенно античная э с т е т и к а вытесняла средневековую. Волны этой моды расходились по Европе несколько столетий и разбивались у порога России только по причине религиозной разделенности запада и востока. Западная мысль и искусство — даже не религиозные — все равно преподавались бы людьми с «латынским» образованием и потенциально были мощным тараном, которым католичество могло бы пробить себе окно в последнее верное Христу государство, каким себя считала Россия после падения Константинополя.

Тем временем гуманисты, сами того не подозревая, открыли для себя искусство эпохи каролингского возрождения (VIII—IX вв.). Рукописи на латинском языке, написанные почерком, сегодня известным как каролингский минускул, итальянцы приняли за древние оригиналы. Раз древние — значит надо срочно брать пример. Ведь минускул был таким округлым, приятным и красивым почерком. Он резко контрастировал со строгим готическим письмом, которое распространилось в XII веке, легче читался, и отлично укладывался в новую-старую э с т е т и к у. От позднего минускула наших ученых отделяла какая-то пара веков, но поскольку люди тогда не имели возможности быстро обратиться к иностранным библиотекам и проверить, что, где и как написано — в ренессансной бухгалтерии произошла путаница. В результате путаницы гуманисты разработали свой гуманистический минускул. Именно на основе этого почерка чуть позже будут разработаны шрифты для печатных станков, известные сейчас как антиквы — шрифты с засечками, которыми набрана любая современная книга. Читателю они знакомы как «обычный шрифт как шрифт», но эта обычность — всего лишь результат привычки, а обстоятельства появления того, что нам сейчас кажется естественным, были случайными.

Само название «Возрождение» говорит о том, что нечто возрождается. Чтобы возродиться, нужно умереть — не так ли? А чтобы обращаться к корням, нужно их иметь. Если по отношению к жителям Рима понятие возрождения справедливо, то остальных европейцев, включая нас, можно смело звать подражателями. Искусство Ренессанса было и остается привлекательным, мысль — глубокой, и автор ни в коем случае не хочет сказать о той эпохе дурное. Только отметить границу, с которой начинается тот самый косплей — пусть даже весьма благородный и утонченный.

Намного позже первых гуманистов царь Петр I, чей титул подражал титулам древнеримских императоров, провел в своем государстве реформу, которую будут наверное еще очень долго ругать за «слепое подражание Западу». Результатом стало введение у нас той самой антиквы, основанной на том самом почерке гуманистов, которые в попытке подражания почерку древних римлян несколько запутались — что весьма свойственно косплеерам.

Итак, вы прочли историю нашей с вами русской письменности, которая почти целиком состоит из каролингов, флорентийских поэтов, голландских книгопечатников, и только в последние три века разворачивается на территории России. На фоне этого фестиваля Третий Рим уже выглядит практически как первый.

Задонать своей кибердиаспоре
И получи +14 баллов социального рейтинга!
Image link