Новый клип Rammstein безумен во всех направлениях. Сейчас я даже не могу заглушить самой песней назойливо звучащее в голове слово — пост-правда (хотя я не люблю его).
Изначально показалось, что негритянская Германия — это просто приступ толерантности, сейчас такое принято у селебрити. Но в первом же своём кадре негритянка — дикая. Ладно, чёрт с ним. В конце концов, дикость не порок. Хотя толерантники уже до одного этого могли бы докопаться.
Нет, кажется, ни одной исторической немецкой группы населения, которую бы клип не затронул. И вот эти затрагивания как раз носят такой провокативный характер, скорее; это не слишком похоже на выражение рейспектов.
Снято, кстати, о-очень стильно. Вспомнился почему-то White Rex. Интересно, что бы сделали ребята, будь у них раммштайновские бюджеты?
Вернусь к смыслу. Там всё сложно, клип — смесь всего со всем (но это, понятно, такой ход и вообще главная мысль). Поэтому я попытался упорядочить основные увиденные факты относительно главной ошарашивающей линии — негритянки в роли Германии:
Сам факт такой роли говорит о, ну скажем, приятии. Понятное дело, сними Раммштайн такой энергичный и экспрессивный клип с белой женщиной в главной роли, им было бы крайне трудно потом избежать обвинений в расизме и подобном добре. Тем более, что их регулярно и без особого предлога и так обвиняют.
Но негритянка всё же дикая. Не знаю, есть ли в Германии свой Задорнов, но наш был готов уже вот-вот подколоть своими знаменитыми «европейскими» телегами дикую Германию… но тут оказалось, что она не очень Европа. А так как Задорнов мёртвый, от удивления и диссонанса ему оправиться оказалось ещё труднее.
«Германия» являет собой то образец жестокости, то вызывает жалость своим положением: когда её едят монахи, например. Тоже не самый «терпимый» момент. И вообще «страна» часто ведёт себя на протяжении всего клипа не очень «цивилизованно».
Также старики снялись наконец в имперской форме, чего от них давно ждали с обоих флангов, при этом, конечно, не забыв одеться и в полосатое (повеселила надпись «фотографировать запрещено», заметили её?). И даже тут группа оставила двусмысленность, что в Германии для «общества» — страшное дело. Например, узниками (с широкими, как у Тилля, мордами, что тоже отдельная забава) были расстреляны именно чины SS, причём с явным несоблюдением техники безопасности — раз, солдатами по стойке “смирно” на заднем фоне — два. Африканская актриса-«Германия» тоже была среди расстрелянных — три. Ну какой тут антимилитаризм, когда солдат как стоял, так и стоит? Какое здесь сопливое раскаяние, когда пули узников должны попасть в них же самых? Не говоря уже о другом понятном подтексте, конспирологическом. И всё это под строчку “Deutschland, Deutschland über allen”*.
И в конце концов роды негритянкой собаки и тотальное безумие в конце вообще отталкивают от того, чтобы делать какие-то выводы, искать какую-то сторону, которую музыканты хотели бы отстоять, защитить. Чувствуется некоторый нигилистический момент. Клип — больше случайное высказывание, чем сложная выдержка из статьи о своём мировоззрении.
И если насчёт мультикультурности евроистеблишмент уже вряд ли кого-то может удивить, то остаётся один интересный и серьёзный вопрос об SS и SA. Штурмовики и «Мёртвая голова» — это тоже следует принять как часть немецкой истории?
*Мой неидеальный немецкий уловил-таки здесь не только отсылку к гимну «Германия превыше всего», но и замену alles на allen. Всего одной буквой привычное и лозунговое «Германия превыше всего» обращается в новое, живое и мощное «Германия превыше всех [людей]». Т.е. отношение берётся у́же — «превыше всего» и «превыше всех». И не очень понятно, с какой долей иронии это было сказано.
P.S. было очень трудно писать развёрнуто, вообще какие-то мысли высказывать, логически связывать текст: постоянно уводит куда-то в другую сторону. Это показатель художественной силы работы. Писать хотелось короткими предложениями, фиксирующими факты. Чуть не афоризмами. Это вам ещё одна отсылка к Германии уже от меня — афористическая форма изложения.
P.P.S. клип великолепно снят, уровень безумия на высоком уровне. В плане художественном я бесспорно доволен.
P.P.P.S. если группа ещё не читала Сорокина — им бы понравилось. Он ещё непонятнее\сложнее\complicated.
P.P.P.P.S. показывать RAF — это уже не очень миролюбиво. А показывать их так — тем более. Практически тот же неоднозначный и щекотливый момент, что и с солдатами Райха.
UPD. клипом уже возмутились BBC и немецкие анти-антисемиты. Последние даже назвали картину «безвкусной».