«Puck» о России

«Puck» о России

История России для современного американца начинается с 1917 года. Он слышал про коммунизм и, возможно, знает о таком русском правителе, как Сталин. Если американец в возрасте, то он еще помнит Perestroyka и Gorbachev. 

Сейчас история России за границей снова преображается. На сей раз под рукой одного взрощенного Stalin и Gorbachev народа. Даже думать не хочется, какие научные работы оставят в канадских и американских библиотеках сотрудники с фамилиями на -ко.

Как бы ни было интересно покопаться в актуальном, в нашей рубрике мы разбираем не его, а старое доброе прошлое. Что думал американец XIX века о русском? Да ничего не думал. Кроме того, что на русском можно заработать денег, продав ему свой товар. Поэтому ему при помощи прессы приходилось объяснять, кто такой русский человек, чем опасен для Америки русский царь и как надо относиться к этой далекой стране. 

Журнал «Puck» долгие годы любезно предоставлял американскому взору образы России и русских, а мы сегодня разберем некоторые самые примечательные карикатуры из него. 

Начнем с парных картинок. Первая — 1902, а вторая — 1903 год. Сначала Китай от России «защищают» другие страны, а потом уже эти страны с изумленным видом наблюдают, как русские добрались до восточных богатств. Россия представлена в хорошо знакомых всем образах медведя, растиражированного англичанами, и заросшего мужика слегка монголоидного типа. Второе, разумеется, было совершенно случайно в стране, где расовая сегрегация — это один из китов, на которых стоит общество.

Наверное, не стоит возмущаться тому, что сатирический журнал из страны N рисует эту самую страну в светлых тонах. Правда, в России представить такое сложно… Ладно, не будем отвлекаться. На представленной картинке максимально приятный Дядя Сэм держит в руках бумагу с протестом против «русского произвола».

Что там себе позволили эти русские, как вы думаете? Видимо, мешают Дяде Сэму. Но нет. Это всего лишь возмущение еврейскими погромами, которые по традиции приписываются, во-первых, исключительно русским, а во-вторых, всем русским сразу в виде коллективной вины. Карикатура 1903 года. «Но там же линчуют негров», — скажете вы. Хитрость автора карикатуры состоит в том, что он уже подложил соломки и показывает, что вот, Дядя Сэм, а сам-то тоже хорош. Дядя Сэм при этом все равно остается хорошим. Подумаешь, пара скелетов. Впрочем, кому есть дело до каких-то индейцев.

Дальше у нас замечательная перспектива на русско-славянские отношения. О них в России много писали, обсуждали, как строить отношения с народами, которые веками изнемогали под мусульманским игом и благодаря России стали наконец свободными. У Достоевского уже был ответ: не ждать от них благодарности и держать в узде. К сожалению, его до сих пор никто не послушал, все предсказанное продолжает сбываться. Тем временем «Puck» показывает американцам, как русский кукловод забавляется с маленькими славянскими куклами. Зачем — карикатура не уточняет. Видимо, такова его природа — угнетать малых и слабых.

В честь русско-японской войны появился нестандартный образ. Россия тут изображена в виде кота. Японский и русский коты дерутся из-за Маньчжурии. 1904 год, начало войны.

Предыдущая карикатура была вполне нейтральной по отношению к России, мы включили ее в заметку только благодаря нестандартности. Поэтому держите еще одну про конфликты с Японией. Она создана в 1903 и предваряет войну. Для начала предлагаем вам присесть, потому что дальше будут очень высокоморальные посылы с мощной энергией.

Итак, Япония 1903 года — это… современное государство с JUSTICE, PROGRESSIVENESS, а также ENLIGHTENMENT и TOLERANCE. Всем нам современные японцы известны именно этими своими качествами, так необходимыми русским, но нам еще столько предстоит сделать, чтобы достичь японского уровня терпимости и RELIGIOUS LIBERTY. Действительно, с религиозными свободами в России был не полный порядок, но опять же, раз мы сравниваем, то может кто-нибудь объяснить, куда девались храмы новых религиозных движений в урабинизирующейся Японии того времени и десятки лет спустя? Бывало так, что сегодня стоит, а завтра его почему-то нет. Удивительно.

Эпическая картина «Борьба славянина» представляет нам образ привлекательного сильного мужчины, который ведет какую-то там свою благородную борьбу.

Среди злодейств монархии, которой гражданин противостоит с топором «народного собрания», нам особенно нравятся три:

  • Graft — взяточничество, которое, как известно, уникальное российское явление, да и народ в нем, видимо, не участвует.
  • Exile — ссылка, то есть гуманнейший вид наказания, который сейчас в России заменен тюремными сроками, а в США того времени за те же преступления могли и казнить.
  • Наконец, самое прекрасное. Cossakism. Казакизм? Очень интересно. Вероятно, вы помните, что в самой России оппозиционная пресса сделала казака символом «монархического насилия». Казак бил народ плеткой и сек шашкой. Во-первых, по приказу, а во-вторых, потому что уж таков он, казак. Любит бить и сечь, чего уж там. То ли американцы насмотрелись русской пропаганды, то ли сами сделали выводы, что славяне (славяне?) стонут под рукой казака. Что ж, мягкая сила бывает и такой. Не исключаем отечественного влияния каких-нибудь беглых революционеров-издателей.

И на сладкое то, что должно особенно понравиться нашему читателю. «Puck» питал слабость к британцам. Раз за разом на общих карикатурах они предстают в чуть более или сильно более выгодном свете, чем другие народы. Особенно, если этот народ — русские. 

Покажем на примере всего двух карикатур. На первой Россия на пару с другим старым недругом Британии Францией ходят под виноградом британо-японских дипломатических и торговых отношений, но не могут его достать. На второй, кхм, русский кидается камнями в британские окна коммерции, престижа и гордости. Занавес.

Задонать своей кибердиаспоре
И получи +14 баллов социального рейтинга!
Image link