Сегодня 4,5 россиян легально владеют около 7,3 млн единиц оружия. Несмотря на крайне жесткие законы и ограничения это немалый рынок, который можно и нужно расширять. Как и зачем? Сейчас расскажем о том, что мы имеем и что можем с этим сделать.
Оружейное законодательство в современной России
В российской Конституции закреплены права человека на жизнь, здоровье и неприкосновенность. Фактически же защита себя, своих близких или своей собственности, особенно с применением гражданского оружия, фактически вне закона: УК РФ позволяет судьям и гособвинению трактовать так называемую «необходимую оборону» в свою пользу – в угоду «палочной системе», коррупции и прочим реалиям правосудия в РФ. В 2016 г. за превышение пределов самообороны было осуждено 854 человека. Из них 286 человек были осуждены за убийство при превышении необходимой самообороны. За «превышение» были осуждены 135 человек. Из них 52 осужденных убили нападавших, остальные причинили вред здоровью нападающих. Таким образом, каждый ШЕСТОЙ человек, обвиненный в превышении самообороны, оказывается за решеткой.
Для получения лицензии на приобретение огнестрельного оружия нужно пройти несколько медицинских проверок и классы безопасного обращения с оружием, сдать федеральный экзамен. Заключительный этап – внутренняя проверка Росгвардией. Если все прошло успешно, можно получить разрешение на владение оружием. Оно выдается на каждую отдельную единицу на срок 5 лет и требует повторного прохождения всех процедур для продления. Сразу после получения лицензии выбор ограничен длинноствольным гладкоствольным оружием либо короткоствольным оружием ограниченного поражения (т.н. «травмат»). Если за 5 лет владельца не поймают на каком-нибудь нарушении, он может получить лицензию на приобретение длинноствольного нарезного оружия. Это абсолютно искусственное ограничение, которое практически не имеет аналогов в мире и является прямым следствием ограничений, созданных в СССР. Нарезное оружие не является «более опасным» или «сложным» во владении и применении. Требования к стажу ограничивают потенциальное рыночное предложение, не неся при этом никаких положительных моментов для «общей безопасности». Короткоствольным нарезным оружием могут владеть только судьи и некоторые должностные лица.
Несмотря на кажущуюся простоту, процедуры, необходимые для приобретения гражданского оружия, дороги и сложны. При этом они не являются эффективными в плане предотвращения возможных преступлений, связанных с оружием, а направлены лишь на зарабатывание денег для структур, участвующих в процессе: от психо- и нарко- диспансеров, вся функция которых заключается в получении немаленькой суммы в обмен на распечатанную бумажку, до лицензионно-разрешительных отделов Росгвардии, занимающихся учетом оружия и взиманием государственных пошлин.
Это лишает возможности приобретения оружия значительную часть населения, у которой может просто не оказаться денег или времени на выполнение всех этих действий. Ситуацию можно изменить, упростив процедуру приобретения оружия и предоставив возможность проходить медицинское освидетельствование в частных медицинских клиниках, а также упразднить государственные пошлины на лицензии и разрешения. Потеря бюджетных доходов от этих организаций сполна будет компенсирована налоговыми поступлениями, которые появятся после увеличения спроса.
Российское законодательство устанавливает барьеры, препятствующие развитию оружейной культуры и индустрии: от запрета на частное производство оружия до чрезмерных требований к организации стрельбищ, тиров и стрелковых клубов. Владельцам оружия запрещено использовать магазины емкостью свыше 10 патронов и устройства для уменьшения громкости звука выстрела. Единовременно можно владеть ограниченным количеством оружия: не более 5 единиц гладкоствольного, 5 нарезного и 2 травматического (исключая частные коллекции). Такая законодательная практика фактически лишает человека права на самооборону, особенно с применением оружия.
Контроль оборота оружия: тяжелое наследие СССР
Первые попытки контроля оборота оружия были предприняты еще в СССР. Декабрьский декрет СНК 1918 г. «О сдаче оружия» предписывал сдать любое стрелковое оружие, а также сабли, штыки и шашки (что примечательно – вне зависимости от степени исправности). В противном случае владельцам грозило заключение на срок до десяти лет. Однако члены РКП(б) могли иметь одну единицу боевого оружия: пистолет (наган, маузер и т.п.) или винтовку. На оружие выдавалось специальное разрешение, а право на владение подтверждал партбилет. Широкие народные массы могли имели право на приобретение только охотничьего оружия, однако уже с 20-х годов выдача разрешений на его приобретение перешла под контроль НКВД. Появляются декрет «Об охоте», первый Уголовный Кодекс РСФСР и соответствующее постановление ЦИК СССР. В них устанавливались перечень граждан, имеющих право на владение оружием, и ответственность за его незаконное хранение – до 1 года тюрьмы. В 30-х годах наказание ужесточилось до 5 лет. Причиной ужесточения наказания послужили вольности с «изготовлением, хранением, сбытом и ношением кинжалов, финских ножей» и прочим холодным оружием. В период Второй мировой войны гражданское население было обязано сдать в милицию все личное охотничье оружие. Уличенные в хранении оружия привлекались к уголовной ответственности.
После смерти Сталина произошла некоторая либерализация советского оружейного законодательства. Так, 17 августа 1953 г. постановлением Совета Министров СССР гражданам было предоставлено право свободно приобретать охотничье гладкоствольное оружие. До этого граждане должны были при покупке предъявлять охотничьи билеты. Впрочем, подобный порядок просуществовал недолго (меньше 6 лет), и уже 11 мая 1959 г. свободная продажа охотничьих гладкоствольных ружей была отменена постановлением Совета Министров СССР. В то же время был разработан законопроект, согласно которому благонадежным гражданам (под ними подразумевались, в первую очередь, члены КПСС и ВЛКСМ) предполагалось разрешить приобретать в личную собственность короткоствольное огнестрельное оружие. Однако пойти на столь радикальное послабление все же не решились.
В 1960 г. был принят новый Уголовный кодекс РСФСР. Статья 218 существенно смягчилась: за незаконное ношение, хранение, изготовление или сбыт огнестрельного оружия максимальный срок заключения был сокращен до двух лет.
В 1974 г. статью 218 УК РСФСР вновь ужесточили, увеличив срок лишения свободы до 5 лет. Правда, появилось примечание: «Лицо, добровольно сдавшее огнестрельное оружие, освобождается от уголовной ответственности».
Распад СССР не повлек каких-либо радикальных изменений в оружейном законодательстве, хотя в начале 1990-х многие были уверены в скором признании права граждан РФ на владение оружием. Федеральный закон «Об оружии», принятый в 1996 г. сохранил нормы, запрещающие частным лицам владение короткоствольным оружием. В 2000 г. Россия присоединилась к европейской конвенции «О контроле за приобретением и хранением огнестрельного оружия частными лицами», но, поскольку она не была ратифицирована Государственной думой, конвенция считается не действительной.
Мифы о гражданском оружии на примере статистики США
Вокруг темы либерализации в оружейном законодательстве существует множество мифов и предубеждений, суть которых сводится к тому, что свободное владение оружия повышает уровень криминальности и смертности от него. На примере статистики США[1] – самой вооруженной страны мира (89 единиц оружия на 100 человек), где право на владение оружием закреплено во Второй поправке к Конституции, мы разберем мифы, которые используются в качестве доказательств противниками распространения оружия.
Один из наиболее популярных мифов говорит о том, что оружие не является хорошим сдерживающим фактором для преступности.
Статистика США говорит об обратном:
1. Легальное оружие предотвращает приблизительно 2,5 миллиона преступлений в год или 6 849 каждый день. Чаще всего пистолет никогда не стреляет, и кровь (включая криминал) не проливается.
2. Уровень преступности в сфере собственности снижается (особенно «непопулярны» кражи со взломом).
3. Каждый год 400 000 угрожающих жизни насильственных преступлений предотвращаются применением огнестрельного оружия.
4. 60% осужденных преступников признали, что избегали совершать преступления, когда знали, что жертва вооружена. 40% осужденных преступников признали, что избегали совершения преступлений, когда они думали, что жертва может быть вооружена.
5. Осужденные уголовные преступники признают, что они избегают входа в дома, зная, что там находятся хозяева, потому что боятся быть расстрелянными.
6. 59% краж в Великобритании, имеющей жесткие законы о контроле над оружием, являются «горячими кражами» в которых преступление совершается в момент нахождения жильцов дома. В США, где приняты мягкие законы о контроле над оружием, «горячих краж» всего 13%.
7. В 1982 г. Кеннесо, штат Джорджия, принял закон, требующий, чтобы главы домашних хозяйств содержали по крайней мере одно огнестрельное оружие в доме. К следующему году количество домашних краж и ограблений снизилось на 89%.
8. 57% опрошенных преступников согласились с данным утверждением: «Преступники больше беспокоятся о встрече с вооруженной жертвой, чем о том, что их схватит полиция».
Распространено мнение о том, что частное оружие используется для совершения насильственных преступлений. Вновь обратимся к статистике США:
1. 90% всех насильственных преступлений в США не связаны с огнестрельным оружием любого типа.
2. Даже при преступлениях, в которых преступник имел оружие во время совершения преступления, 83% подвергшихся нападению не использовали или не угрожали использовать оружие.
3. Менее 0.005% огнестрельного оружия было когда-либо использовано при совершении преступления.
4. Две трети людей, которые каждый год умирают от стрельбы – преступники, которых убивают другие преступники.
Таким образом, на примере страны со свободным оборотом оружия мы видим, что упрощение процедуры получения оружия приведет лишь к падению преступности, отметая большинство аргументов за ужесточение или сохранение нынешних правил оборота гражданского оружия в России.
Объём производства гражданского оружия в России за последние пять лет снизился на 6,6% – до 426,6 тыс. шт. в 2016 г. Снижение выпуска данной продукции отечественными предприятиями в 2014-2015 гг. было связано с высокой конкуренцией со стороны иностранных компаний. С одной стороны, российские производители ориентированы на крупные внутренние госзаказы, с другой – слаборазвитый гражданский рынок не позволяет вводить новые экспериментальные модели.
На сегодняшний день потенциал для развития рынка гражданского оружия в России невелик. Но ситуация исправима. Следует упростить регламент для создания стрельбищ, тиров, стрелковых клубов, упростить административные процедуры, связанные с открытием новых стрелковых объектов, а также создать условия для появления частных компаний по производству оружия или патронов. Эти меры приведут к значительному росту спроса на частное огнестрельное оружие, несмотря на имеющиеся ограничения для владельцев. Даже такая минимальная мера как отмена ограничения на максимальное количество патронов в магазине (против имеющегося ограничения в 10 патронов) приведет к огромному росту интереса к стрелковому спорту.
Экономические последствия повлияют на развитие бизнеса и создание рабочих мест в фирмах, не связанных с огнестрельным оружием, во многих отраслях: банковское дело, розничная торговля, бухгалтерский учет, металлообработка, станкостроение (и даже печать!). Рост индустрии гражданского оружия не только создаст новые рабочие места, но и обеспечит налоговые поступления, включая налоги на имущество, доходы и продажи.
Упрощение процедуры приобретения гражданского оружия вкупе с остальными изменениями создаст взрывной рост спроса.
Оружейная индустрия создает рабочие места.
Оружейная индустрия может стать важной частью экономики страны.
Оружейная индустрия создает выгоду для всей промышленности страны.
Поэтому мы должны разработать комплекс мер для создания индустрии гражданского оружия, популяризации оружия среди населения и создания условий для повышения оружейной культуры среди людей.
- //www.gunfacts.info/gun-control-myths/crime-and-guns/ ↑