Нужны ли нам памятники?

Нужны ли нам памятники?

Горячая тема — установка и снос памятников. Сносят нынче не так активно как при советском режиме и тем более не так активно как ставят. Ставить и веселее и выгоднее. Поставить памятник можно кому угодно: правителю, изобретателю, писателю или даже собаке. Можно собаке правителя, так тоже делают. Россия большая, и если места для людей на ней предпочитают выделять в основном в формате многоэтажных домов, то у памятников есть несравненные привилегии. Каждому из бронзовых и каменных ребят полагается свое особое место и статус нерушимости, ведь «мы уважаем свою историю» и все в таком роде.

Несмотря на уважение, за последние сто лет очень много памятников в России куда-то делось. И они даже продолжают исчезать. происходит это по идейным причинам, которые очень лень разбирать автору. Он не придерживается двойных стандартов и хочет быть честен с читателем: если бы в воображаемой стране из игры «Роблокс» его поставили ответственным надо всем оформлением всего на свете, то он тоже сделал бы так, чтобы много памятников исчезло по идейным соображениям. Заодно с ними и некоторое количество построек. Автор безжалостен и уважает только то, что считает «нашей историей». 

Но кому должно быть дело до автора? Давайте лучше взглянем, как русские обходились с памятью до того, как у них появились памятники.

Если говорить о традиционных ценностях, то непонятно, входят ли в их набор скульптурные памятники. В России первый памятник в виде человека из бронзы появился в 1782 году. Если вы не знали, им был Медный всадник. Всего-лишь конец XVIII века. Традиции ставить памятники у нас 240 лет. Вычтем из них 70 лет «их» памятников, и останется того меньше — 170. Если не кривить душой (автору хочется, но он держит себя в руках), то это достаточный срок для развития и укрепления традиции. По факту мы можем убедиться, что есть и история памятников и отношение к ним как к чему-то из старых времен, что стоит сохранять и делать дальше. 

При этом есть еще одна традиция — более древняя. До установки Медного всадника русские ставили в память о людях и событиях церкви. Церкви-памятники делятся на 3 типа: 1) святым, 2) правителям, 3) событиям (в основном победам). Эта традиция с появлением на улицах русских городов скульптур никуда не делась. К примеру, Храм Воскресения Христова на Крови — это памятник императору Александру II, которого «Иллюстра» очень любит и ценит по историческим обстоятельствам. В вашем городе вероятно сохранились церкви или часовни-памятники кому-нибудь не из святых. Поищите.

У таких памятников есть один явный минус — церкви должен посещать народ, и даже за часовнями необходимо присматривать. Существует конечно такой вид часовенок-столбиков, которые могут просто стоять на месте и не требовать ничего, но у нас эта традиция мало распространена. Так что несмотря на всю свою древность и привлекательность, ставить такие памятники и дорого и неудобно. 

Автор видел подобный часовенный столб в бывшем селе, поставленный честь павших солдат из местных

Да и не воздвигали так много памятных часовен и церквей в старые времена. Никому не приходило в голову посвящать их писателям, которых к тому же практически не было до того же XVIII века, изобретателям или кому-либо еще, кого мы сейчас ценим. Памятники были редки. И может быть этим более ценны. К тому же, с памятной они совмещали в себе священную функцию. На самом деле священную, а не метафорически как в песне про войну.

Сегодня количество памятников огромно. Художественная ценность подавляющего большинства из них равна или близка к нулю. Это, к сожалению, касается и памятников действительно достойным выдающимся людям или героям войн. Некрасивый памятник, установленный небрежно в непродуманном месте выглядит не как дань уважения, а скорее как отписка. Пустая формальность. При том, что те, кого он призван увековечить, заслуживают большего. Да что там, это касается любых памятников. Если вы уважаете Сталина — стоит ли ставить ему кривую поделку неумелого скульптора? Разве нельзя изобразить его красиво и внушительно? А впрочем, лучше не будем подавать идей.

Конвейерное производство памятников неминуемо должно было привести к снижению их качества, что и случилось довольно рано еще в советский период. Сегодня памятник вообще можно нарисовать в «Блендере» и отлить из пластика. Скоро наверное появится возможность распечатать из металлического порошка крупную скульптуру за разумные деньги. Бойтесь новых технологий, сторонники и противники разных политических движений. Через двадцать лет не понадобится и «Блендер». Вы просто наговорите промпт нейросети, а она отправит на печать мемориал вашей вайфу из китайской игры.

Шутки шутками, но кроме художественной, кажется, снизилась и памятная ценность самих памятников. Когда на каждом углу стоит по поэту, первооткрывателю и политику, то их перестают замечать. Особенно если одного и того же тиражируют по всей стране. Именно поэтому до недавнего времени у нас никому не было дела до памятников Ленину. Их можно было снести все разом — без особого торжества или протеста масс. Или поставить на их постаменты русских царей — с тем же эффектом.

А что, если памятников у нас стало слишком много, и стоит сбавить обороты? Что-то можно постепенно и безболезненно убрать с улиц. Большое уродство хорошим людям заменить на нечто менее громоздкое, но более впечатляющее. Не хочется приводить в пример «Мемориал», но в отрыве от его участников и… всего остального, их памятные таблички сами по себе были очень хороши. 

Так что прежде спора «кому» давайте сначала зададимся вопросом «стоит ли».

Задонать своей кибердиаспоре
И получи +14 баллов социального рейтинга!
Image link