Парамнезия

Парамнезия

В современном брендировании и рекламе часто присутствуют отсылки к прошлому. Иногда ради придания своему бренду веса за счет возраста, иногда исключительно по эстетическим соображениям. Одна проблема у всех таких баннеров, упаковок, вывесок и видеороликов: их авторы плохо знакомы с визуальной культурой и бытом прошлого. 

Так было всегда — не стоит на них сердиться. В XV веке заблуждались насчет Древнего Рима, а в XVIII имели полуфантастические представления о средневековой России. И это только небольшая часть просвещенных людей, которые в принципе были знакомы с историей.  

Поэтому представление о прошлом отличается от реальности. Сегодня мы принесли вам топ ложных воспоминаний об иллюстрированной России. Некоторые из них уже упоминались в различных выпусках Иллюстры.

Славянские шрифты

Любую (ладно, почти любую) дореволюционную продукцию украшают славянские шрифты. Они вездесущи. Стоит только намекнуть на историчность продукта, блюда или фабрики, как дизайнер тут же вставляет во все макеты «Ижицу». Слово «сударыня» можно набрать только шрифтом, который отсылает нас к заголовкам синодальных изданий конца XIX века (последнего факта дизайнер, конечно, не знает). 

В реальности шрифты «славянского стиля» использовались в светской продукции примерно с середины XIX века. Подъем национального сознания, обращение к корням, мода на средневековое искусство по всей Европе — наши не отставали.

Тем не менее, все остальные шрифты никуда не девались и продолжали доминировать. Поэтому при стилизации под старину имеет смысл обращаться к полууставу и всему такому разве что в паре случаев из десяти.

Сословность

Старый русский капитализм ассоциируется в общественном сознании не с мещанином, мелким купцом и крестьянином, а с человеком подчеркнуто городского вида, «дворянином». Наверное,  отчасти из-за советской пропаганды и противопоставления дворян и крестьян, после которых у нас забыли, что кроме дворян с крестьянами в России жил кто-то еще.

В любом случае дворянские 2% населения были неинтересным рынком для массового товара. Реклама о них не забывала, но в основном ориентировалась на другие сословия. Более того, на старых рекламных плакатах отличить мещанина от дворянина по платью попросту невозможно.

Сложный язык

Это заблуждение касается не только рекламы. Прошлые эпохи издалека видятся без подробностей и как бы спрессованными. Поэтому пышный барочный язык XVII-XVIII веков проецируется на рубеж XIX с XX, когда люди уже говорили практически так же, как сейчас. 

Кроме того, строить длинные фразы и перенасыщать их излишними эпитетами в рекламе непродуктивно. Если у вас короткое объявление, то приходится экономить место. Если большой плакат, то на нем важнее картинка, название, слоган и практическая информация: адреса. телефоны, цены. 130 лет назад у нас уже неплохо понимали, что многословность вредит продажам. 

Отсутствие рекламных примет времени

Парадоксально, но при всех попытках поймать дух времени о важном часто забывают. А ведь все так просто. Паровых фабрик, которые были распространены раньше и всегда упоминались в рекламе, сейчас уже не существует. Зато есть электричество. Электричество в эпоху модерна было страшно модным. «Приводится в движение при помощи электричества», «лечение доктора N при помощи электричества» и так далее. Сразу привлекало внимание. Нужно всего лишь констатировать любой факт вроде: «Конфетная фабрика с электрическим конвейером».

Бонус-трек

Печально-беспомощное использование петровской орфографии читателю Иллюстры наверняка знакомо. Бывает, что в трех словах дизайнер или СММщик делают четыре ошибки. Очевидно, что эти люди сами для себя навсегда заблокировали не только Гугл, но и все остальные поисковики, не дожидаясь западных санкций. Причем сделали это давно. Автор сомневается, что их можно чему-нибудь обучить. Лучше оставить старому правописанию место в изданиях русской классики и не дергать его ради экзотического эффекта. Тем более, что смена орфографии в 1918 году не сопутствовала смене визуального стиля. И упаковка, и афиши, и вывески сохраняли свой прежний вид несмотря на победу коммунизма еще довольно долго. Эмоции разбирающегося в вопросе человека от этих художеств можно описать следующей гифкой, на которой буквально в каждом из слов сделали по ошибке. Так вышло даже лучше.

Задонать своей кибердиаспоре
И получи +14 баллов социального рейтинга!