Исторические предтечи кликуш и пустосвятства.

Исторические предтечи кликуш и пустосвятства.

Как-то один из выдающихся русских консерваторов, князь Мещёрский записал: «Разрушение идеи дворянского духа произошло вследствие фальшивой идеи, что Русь есть мужицкое государство, где кроме царя и народа нет ничего органически выдающегося» Он писал про идею славянофилов о том, что-де проклятое «средостение» мешает «народушку» слиться со своим Царём. Она доросла до пункта idee-fix у возникших в начале ХХ века черносотенцев, и как их идейное наследие, активно используется советскими по воспитанию людьми, заявляющих о себе, как о православных и монархистах.

Эта публика прекрасно попадает под описание, данное нязем Мещёрским. Эти «ревнители не по разуму» пытаются не только продвигать свои идейки, но и давать какую-то альтернативу идеям и действиям своих более образованных и культурных соперников из либерального лагеря, что у «ревнителей» не совсем получается. Достаточно вспомнить эпатажные выходки «Союза Православных Хоругвеносцев», кликушеские заявления со страниц газет «Русь Православная» и ей подобных СМИ. Увы, их заявления довольно популярны среди православных мирян-патриотов, пытающихся осмыслить русскую историю, и тем самым создаёт дурную рекламу Православию вообще. Довольно влиятельные либеральные СМИ, руководствуясь такой картинкой, представляют русское Православие, как какую-то секту фанатиков и дураков, иронизируя над заявлениями, несущимися оттуда, вроде заявлений о святости Григория Распутина или «Искупительной жертве» Николая II.

Ничто не ново под луной, и в начале ХХ века бывали подобные люди, своими фанатичными выходками и невежественным упрощением действительности, навешиванием ярлыков и идеологизированностью сознания, бывшими популярными среди мирян и удивительно напоминающих современных «православных патриотов».

Одним из основателей «Союза Русского Народа» являлся иеромонах Илиодор, в миру – Сергей Михайлович Труфанов. Родился он в 1881 году на хуторе станицы Большая Мариинская, Донского округа в семье дьячка. Ещё во время обучения в Новочеркасской семинарии и Санкт-Петербургской духовной академии его отличали экзальтированность и ревность в вере, что его однокашник, будущий схимомонах Епифаний, справедливо отмечал как: «Духовную болезнь высокого о себе мнения и мечтания — начало всех страшных бед. Ибо Писание говорит: “Погибели предшествует гордость, и падению — надменность” (Притч.16, 18).» Ещё преподаватели в академии отмечали непомерное честолюбие Сергия, котрого постоянно мучали видения, галлюцинации, он был склонен верить разным пророчествам и очень хотел проповедывать среди простого люда.  Немаловажно то, что Сергий был знаком и дружен с Георигем Гаппоном, позже возглавившим шествие 9 января 1905 года.

В 1905 году, Сергий принимает монашеский постриг с именем Илиодор. Его проповеди были яркими, образными и зажигали сердца людей. В 1905 году, после окончания Санкт-Петербургской духовной академии, Илиодор становится преподавателем гомилетики (наукои составления проповедей) в Ярославской духовной семинарии. Однако там он ужиться не сумел, будучи невежестенным начётчком, и настроив своими взглядами семинаристов против себя до того, что в семинарии впервые подали прошение об остранении преподавателя! Через год его переводят для преподавания того же предмета в Новгородскую семинарию, а уже через месяц он бросает преподавание и переезжает в Почаевскую лавру, известный центр черносотенного движения на Волыни. Примечательно то, что в своих проповедях, речах и пубилкациях он сочетал церковнославянский с базарной бранью, выдвигал примитвиные и абсурдные аргументы. Если прочитать писания нынешних «монархистов» то мы увидим тот же самый стиль. На одном из монархических собраний, В.В.Шульгин записал следующую реплику Илиодора: «Слушаю я, слушаю вас и вижу. Не то вы предлагаете, что надо. Предки наши говорили: “По грехам нашим послал нам Господь царя Грозного”. А я говорю: “По грехам нашим дал нам Бог Царя слабого!” И вот что надо сделать — как подниму я всю черную Волынь мою и как приведу ее сюда, в город сей — столицу, Санкт-Петербург враг именитый, и как наведем мы здесь порядок, тогда будет, как надо» Илиодор позволял себе такие пассажи вроде: «России нужна революция, но революция во имя Бога и даже во имя Царя — революция против выродившейся знати, жестокой полиции и продажных судов»

Ничего не напоминает?

Илиодор долго не засиживается в лавре и уже в сентябре 1907 года переводится в Житомирский архиерейский дом. В том же году Синод запретил ему заниматься литературной деятельностью, но в 1908 году он становится заведующим архиерейским подворьем в Царицыне и одновременно епархиальным миссионером. Там он появляется среди паствы на белом коне в белом клобуке митрополита и обращается с призывом на берегу Волги, чтобы в три дня воздвигнуть «Народный храм», и велел каждому пристутсвуюему принести по кирпичу. И толпа бросилась нести кирпичи, привозя их даже на подводах, бросать монетки в вырытую для того яму. В кратчайшие сроки храм был построен и Илиодор освятил его, основав Свято-Духов монастырь в Царицыне, из которого которого он горделиво хотел сделать «Три Кронштадта», намереваясь затмить Иоанна Крнштадского. Илиодор верил, что он сможет сам удержать народ от падения в революционные и социалистические учения, оттого его деятельность была столь бурной. Он выставил портрет Льва Толстого, чтобы каждый проходящий мимо него плюнул в лицо писателя на портрете и говорил о нём не иначе как: «Главным врагом Церкви православной и всего русского народа является великий яснополянский безбожник и развратитель, окаянный граф Лев Толстой!» Интересно, а ныншение «ревнители» у него обвинять неугодных писателей в сатанизме учились? И устраивал Илиодор и показательные «расправы», вроде тех, как на площади, при большом стечении народа устроил сожжение чучела «революции» или даже пронзал его копьём после бурной проповеди. Он любил обвинять в своих проповедях «проклятых жидов» и говорил, что еврея надо крестить так: вырубить во льду прорубь в виде креста, трижды окунуть и дважды вытащить. В 1909 году Синод и вовсе запретил Илиодору служить в Церкви, после его 50 исков в суд по неугодным ему высказываниям в газетах. Т.к. Илиодор был близок с еп.Феофаном и еп.Гермогеном, покровителями Распутина, то он стал «своим» и для Распутина. Распутин считал Илиодора своим другом, и даже всячески ему покровительствовал и даже смог добиться того, чтобы Илиодора восстановили в служении. Илиодор счёл нужным благодарить Распутина и писал такое: [cointent_lockedcontent] «О Григории Ефимовиче кричат во всех жидовских газетах самым отчаянным образом. На него нападает самая гадкая, самая ничтожная часть людей — наша безбожная интеллигенция и вонючие жиды. Нападение последних доказывает нам, что он — великий человек с прекрасной ангельской душой» И даже призывал к действиям против других: «Тебя, блудница редакция, пригвозить к позорному столбу перед всей Россией, а твоего богомерзкого сотрудника, Новоселова, высечь погаными банными вениками за оскорбление “блаженного старца Григория”!!!» Ну очень похожее на реплики соверменных почитателей «оклеветанного старца Григория». Небезызвестны его нападки на государственного деятеля П.А.Столыпина, когорого Илиодор обвинял в пособничестве жидомасонам и даже Императрица просила через Распутина, чтобы Илиодор перестал такое проповедывать. А когда этот проповедник оскорбил полицию, назвав её «воинством антихристовым», то его приговорили решением суда к месячному аресту.

В 1911 году его Синод решил и вовсе выслать из Царицына в Новосильский свято-Духов монастырь Тульской Епархии, назначив его туда настоятелем. Илиодор ответил: «В Новосиль же не поеду, не подчинюсь Столыпину; пусть он не обращает церковь в полицейский участок» Вот как описал его в те дни шеф корпуса Жандармов П.Г.Курлов: «Я увидел высокого, худощавого инока с горевшими, безумными глазами. С первых же слов он экзальтированно стал мне жаловаться на саратовскую администрацию, а в особенности на полковника Семигановского, который все время на него клевещет. На моем письменном столе лежала только что полученная последняя проповедь иеромонаха Иллиодора, где он прямо призывал народ к открытому сопротивлению властям и даже к насилию. «…» Иллиодор, возвысив голос, продолжал, что он не поднимает народ на мятеж, а только себя считает вправе так относиться к представителям власти, ибо они – изменники Государю. Дальнейший разговор с явным маньяком (выделено мной – Т.А.) я считал излишним… Мне было ясно, что иеромонах Иллиодор – тип появившегося в последние годы духовного карьериста, не останавливающегося в целях популярности среди народа ни перед какими средствами, и что всякая надежда воздействовать на него разумным путем являлась совершенно тщетною». Он бежал из Новосильского монастыря в Царицын, собрал там своих приверженцев и заперевшись в монастыре вещал что: «Государь находится в руках жидо-масонов-министров, из которых самый опасный сам Столыпин, что министров следует драть розгами, а Столыпина обязательно по средам и пятницам, чтобы он помнил постные дни и чтобы выбить из него масонский дух». По приказу Саратовского губернатора П.Стремоухова, монастырь оцепили полицией, потому что сторонники Илиодора там вооружились и были готовы отражать штурм. Столыпин, по просьбе губернатора запросил Святейший Синод, чтобы через епископа Гермогена повлиять на Илиодора. Илиодор и еп.Гермоген обращались за помощью к Распутину. Николай II, во избежание скандала и более крутого поворота событий, велел Илиодору остаться в Царицыне. Синод наложил на Илиодора двухмесячную епитимью, освободив от должности настоятеля Новосильского монастыря, был прислан флигель-адъютант Императора Мандрыко А.И., чтобы расследовать события и передать решение Императора Илиодору. Тот, осмелев, обратился к толпе с вдохновенной проповедью, и сказал, что она сможет себе место в царствии Небесном найти, если спасёт его от полиции и жандармов. И по призыву «Выгнать фараонов из дома Божия», толпа набросилась на городовых и жандармов, обезоружила и выкинула за пределы монастыря.

Илиодор отплатил своему благодетелю Распутину тем, что заманив его с еп.Гермогеном в монастырь в декабре 1911 года, с требованием покинуть императорский дом и не поганить его, требуя подчиниться своей власти епископа. Распутин возражал против слов Гермогена, и попытался его избить, за что был Гермогеном и Илиодором избит сам. Илиодора за это сослали во Флорищеву пустынь известную своим строжайшим уставом, где собрал общину, пытался проповедывать среди неё, но в 1912 году её разогнали, а 20 ноября того же года, он прислал в Синод послание, написанное собственной кровью: «Я же отрекаюсь от вашего Бога. Отрекаюсь от вашей веры. Отрекаюсь от вашей Церкви. Отрекаюсь от вас как от архиереев…» В декабре с него сняли сан, и он вернулся к себе на свой хутор, основав там религиозную общину «Новая Галилея», в которой провозгласил себя истинным устроителем Христианства, обещав очистить его от наносного, вроде блраков и устроив покаяние перед портретом Льва Толстого со словами: «Прости меня, священный прах великого, равного Христу, Старца, великолепного и блистательного Льва, без меры я издевался над тобой… тайный разум мой соглашался с тобой почти во всем твоем вероучении, но явно разум, наполненный учителями смесью из истины и лжи, восставал на тебя и вынуждал меня бить тебя…» Там он содержал общину и 50 человек, людей простых и неграмотных, и называл себя «Царём Галилейским». В 1914 году он удрал за границу, опубликовав там памфлет «Святой чёрт», и даже шантажировал Императорицу Александру Фёдоровну, угрожая напечатать его, если ему не вышлют крупной суммы денег. Императрица отказалась следовать шантажу расстриги. В 1917 году, летом, он вернулся на Родину. Не кажется и удивительным тот факт, что после октябрьского переворота он выступал в поддержку большевиков, стал сотрудником ВЧК и Дзержинский консультировался с ним по церковным вопросам и доверял ему «дилекатные поручения». В 1920 году, основал свою «Живую церковь», обьявив себя «Русским папой», а в 1921 году написал письмо Ленину, где именовал его братом, и излагал свои идеи церковной революции, которая должна была отождествить веру и коммунизм, закончив это послание следующей фразой: «Остаюсь преданный Вам ваш брат-товарищ-гражданин Сергей Михайлович Труфанов (патриарх Илиодор)». В 1922 году он эмигрировал, перебрался в США, пытался делать карьеру в сектах и умер баптистом.

Но Илиодор не пользуется у своих духовных преемников и идеологических наследников даже уважением, а прочно заклеймён как проходимец и преступник, из-за нападок, который тот впоследствии свершал на своего бывшего протеже Распутина, также популярного среди современных мирян. Но если мы присмотримся к словам и риторике Илиодора, и даже к словарному запасу его речей – мы найдём поразительное сходство с речами и риторикой современных «ревнителей не по разуму» Возьмём хотя бы словосочетание «жидомасоны», обвинения власть предержащих во всех бедах, попытка опереться на «простой народ», богословская безграмотность и экзальтация, граничащая с революционными настроениями, которые ни Илиодор, ни часть его последователей не считают нужными скрывать. И нельзя не обойти и покровителя Илиодора, почитаемого этой публикой, Григория Распутина, благо и он наговорил много похожего.

Разбирать феномен Распутина невозможно даже на страницах монографии. Слишком потриворечивы и слишком запутанны все данные, которые приводили соверменники Распутина и его современные апологеты и противники, но стоит немного сказать о схожести набожности и народолюбия этого человека с риторикой его апологетов. Начнём с его религиозности, и похожей на библейскую риторику, которой насыщены его записки и труды (Житие опытного странника), то преподаватель Московской духовной академии, доктор права и доктор богословия, протоиерей Владислав Цыпин, работавший в комиссии по канонизации Николая II и его семьи, высказал следующее: «Мне кажется, для религиозно сознательного человека многое проясняет чтение записок самого Распутина. В них он вроде бы выступает как благочестивый православный человек. Но эти записки несут на себе печать своеобразной религиозности, и образ его “старчества” решительно отличается, скажем, от знаменитого и признанного оптинского старчества. В частности, в записках проступает его критическое отношение к духовенству, равно как и его легкое и терпимое отношение к греху, как к тому явлению, без которого спасение невозможно. В духе пресловутой народной мудрости “Не согрешишь, не покаешься”, порой представляется, что ревнители канонизации Распутина добиваются церковной санкции на грех. Во всяком случае, образ “старца Распутина” глубоко чужероден тому, что Церковь традиционно почитает в святых» Чтобы не быть голословными, приведём пару примеров. Начнём с того, Распутин был религиозным саомучкой: «В жаркие дни налагал на себя пост: не пил квасу» Или вот: «Читал ежедневно Евангелие понемногу, читал немного, а думал более. Потом еще учился носить вериги три года». В его мыслях про милостню имеется ввиду только подаяние нищим, а не добрые дела: «И поневоль себя и научи себя не с больших капиталов давать, а хотя и со скудной милостыни.» Порой считает себя умнее и дальновиднее подвижников: «Душа скрыта от грешных, а читают подвижники, и то за это впадают в грех, потому что не всегда в любви.» И даже снисхождение к греху: «Не молился, не грешил – как камень!» Критика духовенства и снисходительное к нему отношение: «Посмотрю по поводу примеров на священников – нет, все что-то не то; поет и читает резво, громко, как мужик дрова рубит топором. Вот мне и пришлось подумать много: хоть худой да Батюшка.» А советы борьбы со страстями чего только стоят: «Наипаче ежели какие страсти плотские, то воображай картину в очах своих – Крест Господен и громко на врага кричи (выделено мной – Т.А.): «Пойдем со мной на крест, ты был как ангел и предстань одесную, а я тогда буду святой и оба не будем мучиться, а то ты и меня мучаешь и себя». Когда никого не видно, то громко открикивайся (выделено мной – Т.А.) от врага: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий помилуй меня грешного и молитвами Богородицы сохрани меня». О молитве в искушении учили многие святые, но кричать-то зачем?

Что касается народолюбия, в тех интервью, которые он давал газетам в первой половине 1914 года, он всячески превозносит роль мужика, считает нужным поставить архиерея из мужиков, считая его опорой всякой аристократии. Опять же возвращаемся к словам Мещёрскго о мысли про мужицкое царство. Опять же, сам Распутин говорит об аристократах следующее: «Большая половина сего воспитания приводит в истуканство, отнимает простоту явления. А почему? Потому, во-первых, не велят с простым человеком разговаривать. А что такое простой человек? Потому что он не умеет заграничные фразы говорить, а говорит просто и сам с природой живет и она его кормит и его дух воспитывает в мудрость. А почему так аристократ лжет и себя обманывает: неохота – смеется, он все врет. … После этого делается мучителем. Почему мучителем? Потому что не так себя вел, как Бог велел. Невидимо себя обманывал и тайно в душе врал. Вот потому и называется: чем важнее – тем глупее. Почему глупее? А потому что в простоте является премудрость. А гордость и надменность разум теряют. … Ах, несчастный аристократ! Что они жили, и тебе так надо!»

И в заключение, стоит подвести небольшой итог. Патриотизм – это хорошо. Патриотоизм религиозный – ещё лучше, т.к. он имеет сверхмотивацию. Но хочется процитировать слова епископа Дионисия (Алфёрова): «Если человека не вдохновляют ни страдания Новомучеников, ни подвиги героев Белой Борьбы, ни духовный авторитет подлинных пастырей и духоносцев недавнего прошлого, если вместо этого почитаются всякие кликуши, Опричный царь и Распутин, — значит, дело плохо. Такое настроение не есть христианское, такая духовность — не православная.»

Использованные источники и литература. Цитаты, приводимые в данной статье, приводятся по указанной в списке литературе.

Источники:

  1. Распутин-Новый Г.Е. Духовное наследие (Избранные статьи, беседы, мысли и изречения). М., 1994.
  2. Распутин-Новый Г.Е. Избранные мысли, письма и телеграммы Царской Семье (собственноручно переписанные на память Августейшими Адресатами). М., 1990.

Литература:

  1. Варламов А.Г. «Григорий Распутин-Новый» – М.:Молодая Гвардия, 2012.
  2. Платонов О.А. «Терновый венец России. Пролог цареубийства. Жизнь и смерть Григория Распутина» – М., 2001.
  3. Степанов С.А. «Черносотенцы. Что они сделали для величия России?» – М., 2012.

 

Александр Томилин

[/cointent_lockedcontent]

Задонать своей кибердиаспоре
И получи +14 баллов социального рейтинга!
Image link