Кассандр

Кассандр

Адольф-Жан-Мари Мурон родился в Харькове в 1901 году. Неудачное время для появления на свет, но у будущего знакового дизайнера жизнь сложилась крайне удачно. Есть совершенно глупая поговорка о том, что «история не знает сослагательного наклонения», но поскольку она очевидно некорректна, мы будем вести этот рассказ как историю очередного потерянного для России гения.

Начиналось все как обычно для России того периода. Очередной житель очередной передовой западной страны приехал в нашу страну, чтобы зарабатывать деньги. В общем, отец нашего героя, которого, кстати, звали Жорж, перебрался в провинциальный Харьков к своему дяде, который возил в Россию французское вино. Нашел в России и жену — русскую француженку. Жорж не собирался отказываться от Франции и отрываться от своей культуры. Кроме того, что он регулярно посещал Париж по делам и не только, он и в России организовал себе кусочек родины. Как почти во всех французских семьях в России, дома они говорили по-французски.

Таким или подобным образом за XIX век к нам прибыло достаточно приличное количество немцев и французов из буржуазных семей и многие из них или их детей шли в творческие профессии: от типографов и шрифтовиков до фотографов. 

Первая мировая заставила Муронов вернуться во Францию, но Жорж не оставил идею продолжать семейное дело в России. По окончании войны он собирался вернуться. Ах да, Адольфу, нашему будущему великому дизайнеру, к тому времени исполнилось семнадцать. Это уже совсем сознательный возраст, не три или пять лет, так что нельзя сказать, что на него никак не повлияла Россия. Отец возил его с собой, и Адольфу больше всего запал в сердце не город, а русская деревня. С этого момента могла начаться история очередного Лемана или Нарбута, но, к сожалению для России, в ней мы ставим точку. Из-за Октябрьского переворота и всего произошедшего после Жорж Мурон не смог вернуться в Россию. Больше никаких вин для его бывших клиентов, никакой русской деревни для его сына, а для нас минус одно громкое имя.

А имя Адольф-Жан-Мари себе сделал очень громкое. В Париже он стал учиться в бесплатных школах искусств, но быстро разочаровался в классическом образовании. При этом не оставил учебы и попал в школу Люсьена Симона — художника со многими регалиями, работавшего на французское правительство. На фоне лояльного и спокойного духа школы, в которой учился Адольф, интересна история с плакатом, прославившим его. 

Этот плакат — всего лишь реклама мебельного магазина. Начинающему дизайнеру заказчик дал волю, и, как обычно это бывает, дизайнер нарисовал просто красивую модную картинку. Неизвестно, насколько хорошо плакат сработал для заказчика, но самому дизайнеру он сделал имя. А еще с тех пор его стали знать под псевдонимом Кассандр, которым он подписался в углу своей работы.

Дальше было господство стиля ар-деко и другие плакаты, заказы, карьера, работа с Харперс Базаар и прочими-прочими, логотип для Ива Сен-Лорана. Но это уже не иллюстрированная Россия, а другая страна. Вероятно, следующая мысль покажется кому-то излишней. Плакаты Кассандра, как и плакаты русских конструктивистов, эстетически происходят от кубизма. Они не менее новаторские, необычные относительно того, что делали в 1910-е. При этом к ним не привязан кровавый и ужасный груз ранней советской пропаганды. Они не призывают никого бить, давить, душить и взрывать. Не высмеивают униженных и раздавленных «бывших людей». Кассандр не занимал кабинеты расстрелянных и изгнанных интеллигентов, а деньги получал от обычных нормальных бизнесменов. 

Возможно, для русского модерна не нужна была революция? Что, если даже без нее наш дизайн прошел бы эстетически такой же путь, по которому он, кстати, шел и до событий 1917 года. Все графическое великолепие того времени не было бы омрачено тем, что оно, по сути, является пропагандой кучки сумасшедших, террористов и предателей. Сейчас эти слова звучат довольно помпезно, слишком заметно в них старание показать, какие большевики злодеи, при том, что уверенности в производимом эффекте нет. У нас мало думают и говорят о том, что пропагандировали своими работами конструктивисты и на каких людей работали. Но ведь придет время, когда этот вопрос встанет, и для некоторых ответы будут весьма неприятными. Поэтому в целях сохранения лица автор рекомендовал бы начать стелить соломку прямо сейчас и «отмывать» от революции если не имена, то хотя бы эстетику.

Задонать своей кибердиаспоре
И получи +14 баллов социального рейтинга!
Image link