Зачем дизайну история?

Зачем дизайну история?

Мы в нашей рубрике уже рассказывали об этапах развития дизайна упаковки, рекламы и даже станков. О том, как появился прообраз всех рекламных проспектов для инвесторов. Как реклама помогла великому мошеннику взять под свое управление целый город. Это захватывающие, любопытные вещи. Но есть ли в изучении истории дизайна смысл кроме удовлетворения любопытства? Рассказываем, как полученные знания могут быть полезны на практике.

Прежде всего надо отметить, что исследования ради исследований тоже полезны. Небольшая прослойка ученых (в любой области), которая жаждет знаний ради знаний, все равно оказывает влияние на окружающую действительность. Они живут не изолированно, плоды их деятельности все равно проникают в другие сферы. Кроме того, есть и более простая короткая цепочка от университетского кабинета до вашей квартиры и улицы.

Но давайте для начала разберемся, к чему нам в таком современном занятии, как дизайн, знания о прошлых веках. Само понятие появилось в России только в семидесятые. В двадцатые действовала школа ВХУТЕМАС, где никто не называл себя дизайнером, но ставились и выполнялись дизайнерские задачи. Тогда как раз начали работать с новыми методами и технологиями, близкими к нашим, появилась эстетика, которую мы видим вокруг себя. ВХУТЕМАС, при всей неприятности режима, поддержавшего его создание, среднему россиянину понятнее, чем то, что было до революции. Тогда зачем заглядывать дальше?

Дело в том, что кроме простейших дизайнерских задач: сделать хорошо читаемый шрифт, удобный и надежный стул, простой и эффективный станок, у дизайнеров есть еще некоторые сверх-идеи. И эти идеи у XIX и XXI века ближе, а XX немного выпадает. 

Снова обратимся к собственным выпускам. Несколько из них посвящены разным деятелям объединения «Мир искусства». Мирискусники занимались всем подряд: писали картины, проектировали мебель, оформляли книги, изучали и перерисовывали по-модному старинные шрифты. «Мир искусства» — это не самобытное русские явление. Они являются аналогом английских «Искусств и ремесел». В Англии это была реакция на Вторую промышленную революцию и начало массового производства. Местный креативный класс утверждал превосходство ремесленного производства над грубым и неэстетичным промышленным. Источником вдохновения стало Средневековье. Конечно же ремесло не победило станок, но мысль, что надо бы делать и удобно, и симпатично, оказалась полезной. Начались поиски золотой середины между дешевизной, простотой производства и красивостями. 

Так переосмысливал средневековый стиль английский марксист Вильям Моррис

Эти события совпали с национальным подъемом у разных европейских народов. Русские как раз вспомнили о своем родном Средневековье. Родилась неорусская архитектура, на деньгах и государственных документах появились надписи вязью, и даже пиво рекламировали персонажи из XVI века. Так идеи эстетизма на русской почве переродились в предмет гордости за собственное прошлое.

Современные шрифты, выполненные в древних стилях, появились везде

Именно здесь пролегает граница между дореволюционностью-современностью и «советской» школой. Идеологией творцов двадцатых было построить нечто, противоречащее прошлому. Прошлое должно было быть забыто как страшный сон, его эстетика признана отжившей и буржуазной, а значит вредной для будущего. Вхутемасовцы в этом отношении были антагонистами большинства мирискусников. 

Сейчас, на фоне интернациональности поп-культуры, с которой дизайн крепко связан, и глобальности технологий — дизайнеры все больше хотят отличаться. Разумеется, не все думают о таких вещах и имеют далеко идущие творческие амбиции. В каких-то областях мы до сих пор не догнали остальные развитые страны, поэтому думать о своей особенности еще рано. Но эти мысли уже появились и понемногу начинают воплощаться.

В поисках чего-то своего проще всего обращаться к прошлому, что и начали делать. То есть, в некотором смысле повторять опыт тех, кто уже занимался решением похожих задач в XIX веке. Теперь прошлым стало не только Средневековье, в котором кроме идей шрифтов мало что можно взять, но и время мирискусников со всеми их наработками. Как с удивлением обнаружил автор рубрики — интерес к истории в дизайнерской среде не привязан к политическим взглядам, обычно свойственным любителям русской старины. Взгляды могут либо отсутствовать, либо быть достаточно либеральными. Подобный интерес у таких людей можно только приветствовать. Закрадывается даже смелая мысль, что можно вместе с ними положить еще одну доску на мост между нашим временем и «дореволюционным», чтобы 1917 скорее перестал быть точкой отсчета всего на свете.

Задонать своей кибердиаспоре
И получи +14 баллов социального рейтинга!