Вместо еды

Вместо еды

По загадочной для автора причине, тема заменителей мяса и вообще еды стала актуальной. Газеты пишут, что рынок этих продуктов растет. Люди хотят белка из червей, хотят соевых котлет. Странно, почему появились такие запросы, но что поделаешь, наше дело — только фиксировать факты. Потребитель требует, а мегакорпорации послушно исполняют.

С новой едой уже связано море страхов, но давайте оглянемся вокруг. Мы давно живем среди заменителей. Наверняка среди читателей найдутся те, кто на них вырос: на детских питательных смесях и сухом молоке. Кстати, многие смеси для вскармливания делаются из той же сои. Публика приняла их, кажется, без проблем: не было ни факельных шествий, ни разговоров о том, что богатые люди собираются оставить все натуральное себе, а «нас» кормить эрзац-едой. Почему так? Подозреваем, что дело в информационном фоне и рекламе.

Но ведь наша рубрика совсем не о настоящем и будущем, а о прошлом. Да, конечно. Давайте вернемся в прошлое и выясним, каким образом публике тогда преподносили экстракты, порошки, эссенции и сухие брикеты.

В верхнем сегменте рекламы заменителей было не очень много. Редко попадается цветной плакатик про смесь, или растворимый напиток. Большая часть заменителей размещалась в газетах и женских журналах, и она была черно-белой.

Язык объявлений был довольно скромным. Никто кроме «Магги» не обещал, что вы не отличите бульон с кухни своей матушки от волшебного кубика, и что больше не надо варить мясо. Обычно напирали на удобство и практичность — хозяйка должна была соблазниться тем, что может сварить наваристые щи, потратив меньше времени и труда. Дачник оценивал возможность привезти кубики в сумке. Как сейчас любят говорить по разным поводам: «Зато это практично».

Большой потребности выдумывать особые приемы у рекламщиков того периода и не было. Любой «быстрый» продукт казался удивительной новинкой. Достаточно было хорошо проинформировать кухарок и хозяек — по крайней мере, так, видимо, рассуждали те люди, которые думали о продажах. Поэтому иногда реклама просто сообщала нам, что вот, де, есть такой порошок из мяса, или «молочная мука».

Случались и казусы. Например, широко пиарившийся бренд Либиха производил не кубики, а экстракты из бульона, которые нужно было разводить водой. Горе-копирайтер придумал ему слоган: «Мясной бульон, только в жидком виде». Возможно мы чего-то не знаем, и при царе обычные бульоны были в виде песка, или пара? Скорее всего нет, а автор просто допустил ошибку — хотел сказать, что бульон в сгущенном виде, или что-то в этом духе.

Налегали на науку. Она стала особенно модной после промышленной революции. Реклама в эпоху модерна часто начиналась со слов, описывающих технологию: «паровая фабрика», «приводимые в действие при помощи электричества» и так далее. Советы безымянных врачей и ученых, которые все как один выбирают предлагаемый продукт и дают свое благословение, стали привычными еще тогда.

Что примечательно, при всей любви прессы XIX века к алармизму, будущим без натурального супа, мяса и молока покупателей еще не догадались запугивать. По крайней мере, автору не попадались ни мрачные прогнозы, ни даже шутки или карикатуры. Доля «искусственных» продуктов была еще мала, ингредиенты могли быть вполне натуральными. Хотя идея основателя «Магги», например, состояла в том, что нехватку животного белка можно компенсировать растительным. В рекламе этот аргумент широко не использовался, потому что был непонятен массовому потребителю. Глютен-фри, веган-френдли, эко-информированность, осознанность, а главное, прямое и понятное «You will eat bugs» еще не были изобретены темным и дремучим человечеством.

Задонать своей кибердиаспоре
И получи +14 баллов социального рейтинга!