Caucasian Nights 1884

Caucasian Nights 1884

Люди путешествуют с глубокой древности, но до XIX века целью путешествий обычно были либо паломничество, либо добыча информации, где чем торгуют и что можно взять бесплатно. Все изменили пароходы и поезда. С ними оказалось возможным быстро съездить в далекие места, получить впечатления и вернуться до того, как вырастут ваши внуки. Началась эпоха туризма.

Туризм — ничто без рекламы. Потенциальным клиентам для начала надо рассказать, что где-то есть земля, текущая минеральной водой и вином, а посетить эту землю не только полезно, но и очень модно, потому что все теперь так делают. На удачу, с появлением железных дорог совпало появление качественной печати. А belle époque дала невероятный толчок плакатному искусству.

Русские, у которых водились деньги, тоже сели в поезда и поехали на отдых. При этом оказалось, что в России тоже есть куда отправиться. Выходы к морям, наконец, пригодились не только для торговли и войны. В курортные города начали вкладывать деньги и технологии.

Курорты делали престижными. России нужны были свои лазурные берега. Одним из таких мест стал Кавказ. Тогда он представлялся идеальным сочетанием климата, местных достопримечательностей и этнической экзотики. Кавказские прибрежные зоны начали превращать в русский аналог прекрасных средиземноморских уголков. К берегам курортных городов из европейской части страны пустили скоростные пароходы. Даже из расписания пароходов сделали рекламу, к оформлению которой привлекли Билибина. Может, сейчас кому-то билибинский стиль покажется архаичным, но тогда он был в тренде — русский стиль это не средневековое искусство, а модный модерн.

Другая реклама тоже не отставала от новейших глобальных трендов. Пока публика не привыкла, что местные курорты хороши сами по себе, использовались привычные иностранные бренды. «Русская ривьера» и так далее. Как у них — только у нас. Блеск волн, горы, пальмы, лечебные воды и белоснежные гостиницы. Все это надо было не только проговорить, написать — надо было передать в привлекательных картинках. На взгляд автора, русским плакатистам удалось.

Плакат «Русская Ривьера» был выпущен к выставке 1913 года, посвященной Черноморскому побережью Кавказа. Экспозиция расположилась в павильонах Императорского ботанического сада и была организована частным обществом при участии правительства. Высочайшим покровителем мероприятия выступил Николай II. Целью выставки, кроме рекламы для туристов, было привлечение предпринимателей к развитию региона.

Рекламные кампании особо подчеркивали комфорт и технологии. Кавказ многим представлялся диким краем, где нет ничего кроме природы, старых дворцов и людей с кинжалами. Эти представления стремительно устаревали, и необходимо было потенциальным клиентам об этом рассказать. К примеру, Гагры с самого начала оснащались и проектировались с использованием новейших изобретений науки и техники. Здесь сразу провели электричество и телефон, проложили отличные дороги к местным достопримечательностям и обеспечили приезжающих на отдых и лечение многочисленными практическими удобствами.

Увядание туристической индустрии в советское время не помешало рекламным трудам художников эпохи модерна дать плоды. В России уже не существовало аудитории, которую нужно было заманивать модной графикой, — но искусство еще прожило какое-то время. Художники успевали за модой и поддерживали должный уровень. Рекламу направили вовне, в попытке привлечь зарубежных гостей. Туристические плакаты тридцатых, которые напоминают пейзажи из клипов с окончанием -вейв, несомненно были прямым продолжением первого поколения русских курортных реклам. К сожалению, в итоге, Кавказ в русском стиле, Кавказ сецессион и Кавказ ар-деко остались только в портфолио давно забытых дизайнеров.