Война и мир

Война и мир

Начнем с охапки банальностей. Война — это не только военные действия. То, что происходит на поле боя, отражается на мирной жизни в тылу. К тому же, сама мирная жизнь не прекращается. Люди завтракают, идут на работу, влюбляются, болеют и, конечно, переживают за своих героев. 

При словах «военная пропаганда» в уме обычно всплывают призывы защитить родину либо, наоборот, атаковать врага на его земле. Карикатуры на политических лидеров, образы их ужасных солдат и наших благородных воинов, расовые карикатуры. Но это далеко не всё. Как война больше той точки на карте, в которой сталкиваются полки, так и пропаганда больше лозунгов для солдат и партизан. Сегодня мы узнаем, к чему в ходе Великой войны наше правительство призывало мирное население и как эти призывы выглядели. 

С самого первого года войны государство торговало военными облигациями. Первый заем в 500 миллионов рублей не рекламировался как военный, тем не менее пошел на нужды армии. Он был вынужденной мерой, которая не планировалась. В отличие от других государств Антанты, правительство России решилось на торговлю облигациями только после трех месяцев войны, когда этот вопрос подняли в прессе.

Самыми известными у нас являются «Заем 5½ %» и «Заем свободы». Первый был запущен в 1916 году, а второй —  в 1917 и уже Временным правительством. Оба рекламировались посредством плакатов и открыток. Часть иллюстраций носила не боевой характер. На них показывали работу в тылу, которая помогает фронту.

Помощь нужна была не только снарядами, но и тем, что несет не смерть, а здоровье. Социальная реклама призывала помочь с устройством мобильных бань для солдат. На плакатах можно видеть сами эти бани, а также воинов во время процедуры. Рискнем предположить, что сборы были бы успешнее, если бы рисовальщик талантливее изобразил моющихся. Чтобы, помимо женской заботы в тылу, воздействовать на кое-что еще… На войне все средства хороши.

О пленных, раненых, нуждающихся семьях и сиротах тоже не забывали.

За вычетом снаряжения и гигиены, солдату необходим отдых. Если солдат ранен, то он не должен мучиться от безделья, лежа в госпитале. Табак являлся обязательной частью пайка, и население просили донатить на него тоже. А также сдавать на книги, чтобы военным было что почитать.

От войны страдают не только участники сражений, но и вообще все. Поэтому больным, малоимущим и бездомным требовалось повышенное внимание. Во-первых, ради них самих, а во-вторых, для того, чтобы не повышался уровень преступности в и так уязвимом обществе.

Туберкулез до сих пор не побежден до конца, а во время Первой мировой был еще более серьезной проблемой. В Российской империи к началу войны уже 23 года шла новейшая широкомасштабная кампания по борьбе с этой болезнью. По данным на 1913 год, в нашей стране на каждые 100 тысяч приходилось 400 смертей от туберкулеза. Война — это грязное дело в буквальном смысле слова, а поддерживать чистоту тогда было несколько сложнее, чем современными средствами. В том числе и в тылу, например, на заводах. Тем не менее уже к 1917 году уровень смертности от туберкулеза в армии удалось снизить на целую четверть. 

Свою роль в этом сыграла и рекламная кампания, которая проводилась без перебоев. В ней активно принимали участие члены царского дома, и было много печатной продукции агитационного толка. Такие умиротворяющие плакаты об очень неприятном недуге, да еще во время войны — да, именно то, что нужно. Кстати, обратите внимание на контраст дымящего города и зеленого луга, на котором резвятся дети.

Подчеркнем, что роль государства в кампании была лишь частичной. Основным двигателем изменений служило Пироговское общество — добровольное объединение врачей, которое действует до сих пор.

Творческая интеллигенция… Что бы вы думали? Не оставалась в стороне. Художники активно организовывали выставки-продажи любого арта от собственных картин до народных промыслов. Музыканты давали концерты. Все для победы. Нет, это не параллельная реальность, это Россия.

Помимо снабжения деньгами, вещами и делами самих себя, русские помнили о тех, с кого началась та война. Даже когда немцы брали верх, продолжались сборы средств для сербов. 

Наряду со своими непосредственными задачами реклама, которую вы сегодня увидели, выполняла и другие, косвенные. Она напоминала тем, кто остался в тылу, о том, что на фронте люди по-прежнему остаются людьми, несмотря на жестокость штыковых и сабельных атак, страдания от ран и гнев. Они нуждаются во внимании и даже развлечениях. А еще, как бы ни было сложно и тревожно, думать надо не только о себе, но и о своих гражданах, которые в этот момент могут испытывать гораздо большую нужду. И, что столь же важно, не забывать о единоверцах в других странах, которые еще менее удачливы и страдают от врага. Со всеми этими задачами русское общество неплохо справлялось. Мы надеемся, что так будет и впредь.

Задонать своей кибердиаспоре
И получи +14 баллов социального рейтинга!
Image link