Дизайн за все хорошее

Дизайн за все хорошее

Пока идет СВО, автор много копался в истории военной пропаганды. Сравнивать прошлое с настоящим в этом плане довольно занимательно. В частности такой аспект как изображение насилия в карикатурах и агитационных материалах. А также мессидж, который они передают рядовому солдату или гражданину в тылу. Например: «Славяне это низшая раса» — и все что из этого следует. Или «русские это благородный и добрый народ, потому мы не убиваем пленных». Такие вещи. Что будет делать тракторист Ганс, усвоив первую идею, мы представляем. А вот о втором знаем до обидного мало. Хорошо что для этого есть «Иллюстра».

Алексей Венецианов пришел в живопись очень банальным путем. Он родился в купеческой семье, которая торговала саженцами и… картинами. Что шло, то и продавали. Близость к живописи вызвала интерес, проявился талант. Но мальчик не пошел в Академию художеств, а осваивал искусство на дому. Писал пастельные портреты, а потом удачно попал в круг академика Владимира Боровиковского. В итоге он пришел к тому что получил звание академика как назначенное.

При этом он служил чиновником Лесного департамента. У чиновника Лесного департамента была масса досуга. Досуг Венецианов проводил в Эрмитаже. Изучал портреты и совершенствовался. С портретов интерес перешел к карикатуре. Он хотел было издавать собственный карикатурный журнал, но не срослось.

И не было бы счастья, да помогло нашествие Наполеона. Венецианов смог проявить себя. Среди его карикатур мы выделим то, что интересует лично нас. 

Во-первых, были шутки про французов. Например расхожий сюжет с Наполеоном, который едет на раке — то  есть смотрит в нашу сторону, но на самом деле пятится обратно в свой Париж.

Во-вторых была социальная реклама для образованного слоя. Посыл ее был в целом таков: «Мы воюем с французом, который пришел на нашу землю. А кто у вашего Митеньки гувернер? Француз. Чему он мог его научить, имажинировали?». Французов Венецанов прикладывал крепко, ставя их в один ряд с такими неуважаемыми в то время народами как евреи и цыгане.

С этими карикатурами все в целом ясно, они рассматривают конкретную проблему русского общества и предлагают подумать о решении. Никакой назидательности. «Люди сами разберутся. Все воспитанные и не дураки».

Другое дело — военная дисциплина. Офицеров с детства учат как относиться к равным по положению и к тем кто ниже. У них в голове есть готовый свод правил, понятия о чести и благородстве. Эти понятия могут дать сбой, но как показывает практика, в целом работают. Поэтому европейские армии в своей высшей части могли бы завалиться в один ресторан и прекрасно провести друг с другом время. Потом разойдясь друзьями. Что, к слову, и было сделано по окончании войны.

А вот крестьяне, простой народ… Отец с матерью отнюдь не учили их, что когда придут французы, поляки, etc., сделают из церкви стойло, а потом начнут бегать за девками, то надо относиться к ним с уважением. Да даже если бы не делали стойло. А просто пришли. «Ты кто, милок? Сейчас приложу по башке — будешь знать как к нам соваться». В общем, когда французов гнали назад, нужно было чтобы крестьянское ополчение и казаки не сделали с ними то что в сердцах могли бы сделать люди начала XIX века. 

Картинки «бей и добивай» тоже имели место, но строго им отведенное

Автор конечно не пытается сказать, что крестьяне не имели своих понятий о добре и зле или не могли пожалеть врага. Могли и таких примеров немало. Тем не менее люди разные, а меры предосторожности необходимы. Поэтому Венецианов создал серию карикатур, которые довольно мягко намекали крестьянам на то что пленных нужно обезвредить, но не вешать на осине. Конечно Венецианов был не единственным, кто рисовал агитки в таком духе. Почему мы выбрали его как пример, покажем позже.

Реальный сюжет, в котором пострадал всего один пленный — за неповиновение. Существовала также более фривольная версия этой карикатуры, на которой курва кот мочится на мужчину в польском кафтане (здесь кот, увы, вырезан цензурой)

В целом крестьянин с карикатуры 1812 года был суров и беспощаден к врагам, но также проявлял и милость, которая доступна победителю. Он добивал врага на поле боя, но не истязал того, кому связал руки. Это очень хорошая идея для народа по скромному мнению автора.

После войны Венецианов переселился из столицы в провинциальную деревню и устроил там собственную художественную школу. Сам он писал пейзажи, портреты и сцены из жизни, которую наблюдал вокруг. Читатель наверное знает, что победа над Наполеоном растопила сердца многих образованных людей того времени, и они стали с большей любовью относиться к своему простому народу. Крестьянский жанр Венецианова заходил хорошо. 

Надо добавить, что помимо живописных условностей у Венецианова не было ни приукрашенного быта, ни слишком пасторальных сюжетов. Они достаточно реалистичны, и многие можно представить живьем. Очевидно, что сам художник с теплом относился к тем, кого писал. Это были обычные люди, хоть и более простого уклада жизни и простого, местами грубого, воспитания. Чем-то он им наверняка помог своими листовками. Чего Венецианов и другие карикатуристы точно не делали: они не учили ненависти. Их самих этому никто не учил. Потому что они знали, что когда закончится война и наступит мирная жизнь, то переключиться из режима милостивого победителя в нормальный будет несложно. Несложно для русского человека с карикатур 1812 года. За орка ручаться нельзя.

Задонать своей кибердиаспоре
И получи +14 баллов социального рейтинга!
Image link