Зачем нужны советские вывески?

Более того

ВК нам задали вопрос «И зачем нужны советские вывески?» под постом про Рому и его появление в эфире «Вестей».
Хотели бы ответить на вопрос развёрнуто, поэтому пишем эту заметку.

Во-первых, вкинем ссылку на Варламова (да-да): varlamov.ru/3269240.html
Во-вторых, скажем от себя: советские вывески, как и львиная доля советской архитектуры — это, в первую очередь, элемент русской культуры и истории.
Кто делал дизайн вывесок? Простой и талантливый русский человек.
Более старые «советские» вывески (ещё до эпохи неона) вообще делали примерно те же люди, что и работали над вывесками в России до 1917. И делали для примерно одних и тех же людей, которые содержали лавки до революции и умудрялись делать бизнес во времена НЭП.
Мы недавно писали про это: localcrew.ru/adrenaissance

Есть ещё один пример: немецкие рекламные вывески эпохи Гитлера — это «нацистские вывески» или «немецкие вывески»? Ну, вероятно, немецкие.

Более того, если смотреть глобально, уже в контексте советской архитектуры: и сталинки, и здания в стиле конструктивизма — это неотъемлимая часть русской культуры, которая сформировала облик современных городов России и его уже можно назвать «историческим».
Да, не всем они нравятся, но сносить дома и удалять вывески — это нелогичный шаг не только потому, что это часть истории, но и потому, что мы пока даже не способны осмыслить эту эпоху и научиться «работать с ней».

За примерами далеко ходить не надо: функционально и эстетически сталинские жилые дома в России и гитлеровские жилые дома в Австрии мало отличаются, но что происходит с этими домами у нас и что происходит там?

Касательно же вывесок: несколько лет назад в Москве был введён рекламный дизайн-код. Сколько же всего городов в России? 1117.
В 1116 городах реклама стала настоящей чумой: кроме визуального засорения наших с вами улиц, она ещё и осваивает другие форматы, например аудио.
Ты можешь идти по улице, на которой стоят дома 1890-1910х, а на всю улицу из колонок ближайшего секонда будут доноситься завывания «Налетай, торопись, покупай живопись».
И это без учёта того, что вся улица выглядит как вьетнамский рынок: часть домов разваливается, часть забита рекламой, часть перестроена в стиле российского нью-эйджа (надстроенные балконы, яркий фасадизм, пластик, кондиционеры и всё-всё-всё).

В условиях, когда мы не можем понять, как распоряжаться своим историческим наследием, когда мы вообще не понимаем самого термина «историческая среда» — мы не имеем морального права распоряжаться историей по принципу «идеологического несовпадения». Из советской архитектуры идейно «заряженным» был только конструктивизм, и его культурный фон ещё можно обсуждать, но вывеска из неона — это просто вывеска из неона.

На самом же деле, всё достаточно просто: нужно сохранять старое, не допускать кощунственных действий по отношению к историческим зданиям и вывескам, вводить дизайн-код и очень подробно вглядываться в планы тех или иных зданий: как их задумывал и видел архитектор — вот в такой форме они должна переходить к нам (если иного не требуют какие-то неотложные обстоятельства, например условная газификация или электрификация).
Запомнить, повторить, ещё раз повторить.
К многоэтажной панельной застройке не относится.

Такие дела.