Русская демократия

Русская демократия

Одним из главных кирпичей в фундаменте современной русофобской  пропаганды служит утверждение о “недемократичности” русских, их склонности к тоталитаризму, любовь к некой “твёрдой руке”.

“Русские – прирожденные рабы!”

“Россия – азиатская страна!”

“Кругом одни ватные рабы!”

Тщедушные мальчики с подписками на “Вести из Русского Мира” и “Филиал Одноклассников” уже всё  для себя решили, и теперь бескомпромиссно заявляют глупые истины, не удосужившись полистать учебники истории. Однако, мы же умные люди.  А умные люди предпочитают разбираться в вопросе, а не идти в фарватере чужого истерического мнения.

История русских демократических институтов весьма широка и обильна, и она достойна отдельного цикла статей. Здесь отдельно стоит сказать и о вечевой демократии Новгородско-Киевской Руси, и о военной демократии казачьих областей – от Запорожской Сечи (позже – Кубанского войска) до Семиреченского и Уральского войска.

Развитие самоуправления – от Древнерусского государства до Российской Империи – тоже тема отдельной статьи, весьма подробной. Здесь и сейчас мы поговорим о вещах, которые и сто лет спустя актуальные для России.

Первое – это практика местного самоуправления в Российской Империи. Тема, увы и ах, в наше время малоизученная, но из которой можно очень много взять.

Земская больница в городе Ковель

Институт “земств” был создан в ходе Великих реформ Александра Освободителя, после издания Положения о губернских и уездных земских учреждениях в 1864 году. В ходе проведения реформ создавались уездные земские учреждения, губернские земские учреждения, и вводилась практика “земских сборов” на местные нужды – благотворительность, нужды местной медицины, строительство дорог и мостов.

Все землевладельцы, торговцы и промышленники, обладающие недвижимым имуществом определённой ценности, а также сельские общества получили право избирать из своей среды на три года представителей («гласных») в уездные  земские собрания. Земство отвечало за образование, медицину, почту, местное (земское) страхование.

Земские школы  были двух типов — одноклассные, с трехгодичным курсом обучения, рассчитанные на пятьдесят учеников с одним учителем (т. н. однокомплектные), и двухклассные с четырёхлетним курсом, с 50 и более учениками и двумя учителями, в зависимости от количества детей в селе, от потребности в образовании и от материальных и денежных возможностей местной земской управы. Предусматривалась казенная квартира (как правило,  предусматривалось в здании школы), либо оплата съемного жилья.

Земская медицина развивалась благодаря Обществу русских врачей в память Н.И. Пирогова, которые направляло в регионы врачей, фельдшеров, медсестер. Изначально врач, приглашённый земством, объезжал фельдшерские пункты уезда, сам проживая в городе. Затем эта система была заменена стационарной, когда на селе появилась участковая больница, состоящая из стационара на 5-10 коек, амбулатории, родильного и сифилитического отделения, квартиры для врача и другие объекты.

Земское страхование являлось разновидностью взаимного, но проводившегося в рамках земств и губерний.  Губернское земское собрание устанавливало страховые тарифы, нормы обеспечения страхования,  и инструкции по страхованию. Приоритетными видами земского страхования было страхование построек от огня, окладное страхование (эти страховки были обязательными), и агрострахование.

Земская почта развивалась, как средство коммуникаций между уездами, но так успешно, что в определенный момент составила конкуренцию центральной почтовой службе. После этого, для земской почты правительством был установлен ряд ограничений. Согласно правилам, земская почта должна служить продолжением правительственной, сфера её деятельности, ограничивалась лишь теми районами, где не имеется государственной почты. Земским почтам не возбранялось иметь свои почтовые марки, но с условием, чтобы эти марки по своему рисунку не имели ничего общего с марками государственной почты. Кроме того, земской почте, как правило, запрещалось использовать дороги, по которым следовала государственная почта, и разрешалось их пересекать лишь с просёлка на просёлок.

В начале бурного двадцатого века, после революции 1905-го года, вопрос о местном самоуправлении стал одним из ключевых в политических программах большинства русских партий. И каждая из них  по своему представляла дальнейший путь развития местного самоуправления в России.

Svoboda Rossii 1917.jpg

Агитационный плакат кадетской партии

Партия конституционных демократов выступала за развитие уже существующей системы местного земского самоуправления, но реформировать доступ к нему, обеспечив выборность в земства на основе всеобщего избирательного права.

Именно кадеты составляли большинство в так называемом Земгоре – посреднической структуре, созданной на базе земств и городских дум, распределявшей государственные оборонные заказы среди частных предпринимателей.

1917PartiyaSoz-Rev.jpg

Агитационный плакат эсеров

Эсеры (социал-революционеры) наоборот, уделяли развитию местного самоуправления, предоставления самой широкой автономии для сельских и городских общин, национальной автономии для малых коренных народов. В частности, эсеры упирали на необходимость развития сельского самоуправления, которое должно заведовать земельными фондами и их распределением между общинами. Много времени уделено самоуправлению в программах народных социалистов, РСДРП, “Чёрной сотни” и монархических партий.

И правые, и левые, и центристы, и консерваторы, и либералы понимали – без развитого местного самоуправления Россия не сможет существовать. Земства необходимо расширять, реформировать, вводить мелкие единицы самоуправления. Но, кроме такой демократии, у русских времен Российской Империи были такие специфические права, о которых мы сегодня можем только мечтать.

Право на оружие.

Весьма широкое, хотелось бы заметить – в оружейных магазинах продавались и пистолеты, и ружья, и даже пулемёты. Некоторые модели пистолетов продавались, натурально, на вес.

Оружейный магазин Чижова на Литейном проспекте в Петербурге

Пакет национальной субъектности.

Широкий спектр национальных партий в Государственной Думе – от почвенно-лоялистской “Чёрной сотни” до национально-либерального Всероссийского Национального Союза и центристской Конституционно-Демократической Партии.  Достаточно сказать, что главное объединение ВНС находилось в Киеве, там же размещались основные силы Национального Союза.

Свобода предпринимательства.

Право на открытие предприятия любого уровня и в любой точке земного шара русскими предпринимателями и то же самое – для иностранных предпринимателей из Европы и США.

Альфред Нобель, например, заработал свои капиталы именно в Российской Империи. Русские были представлены в торговле и предпринимательстве РИ целым спектром – от купцов-старообрядцев и розничных торговцев до династий Морозовых и  Рябушинских.

Мануфактура Рябушинского

Магазин в Российской Империи

 

 Государственная Дума.

Несмотря на свою бурную и пёструю историю, ГосДума в Российской Империи была необходимым институтом национального компромисса. Левые и правые России, пусть и на время, собрались с целью заняться полезной и созидательной деятельностью. Этот путь был не прост, он был тернист…Но он БЫЛ.

Государственная Дума Российской Империи.

И в сравнении с нынешней Думой, с Мизулиными и Милоновыми, с потрясающими инициативами… впрочем, не будем о плохом. Но что же мы можем взять из такого сложного, но славного прошлого? – спросите вы, дорогие читатели. Всё, что угодно – отвечу я. Ситуация сегодня такова, что русская национальная демократия не может уместиться в “прокрустовом ложе” одной экономической или политической идеологии.

Возможна реализация таких основных сценариев:

– Христианская национальная демократия. Здесь отсылаю читателя к статье “Христианская демократия”, опубликованной весной на нашем сайте. Здесь же замечу, что перспективы христианского крыла национальной демократии сегодня выглядят более чем солидно. На фоне  лживой “духовности” и  лживых “скреп”,  традиционная правая консервативная повестка, со свободным оружием, снижением налогов, семейными ценностями и честной торговлей явно найдет своих сторонников.

Возможно, формат христианской национальной демократии приведет к моральному обновлению в РПЦ, либо же к созданию в российском поле влиятельной политической силы, объединяющей православных в альтернативном поле.

– Социальная национальная демократия.

Возможна, как потенциальная попытка выбраться за пределы стандартного “гетто”, в котором поселилось национальное движение в последние годы. Вопросы ЖКХ, земельный вопрос,  доступное жилье, зарплаты и пособия, независимые профсоюзы и независимые трудовые инспектора, прогрессивный налог на доходы – по-сути, речь идет о попытке вытеснить левых (системных, вроде КПРФ, и несистемных) из их экологической ниши. Преимуществом такого подхода можно назвать  перспективу выхода на “широкое поле”, с подчинением в свою пользу антиолигархической и социальной риторики.  и снискав поддержку за пределами “10 %” политического гетто.

Недостаток социальной национальной демократии – возможность “мутации” в сторону левого либерализма либо радикального левого национализма.  От самой национальной демократии останется лишь вопрос местного самоуправления ( и то, если останется).

– Демократия местного самоуправления.

Откладываем в сторону великие планы по построению РНГ, и занимаемся родными муниципалитетами.  Нормальное обустройство жилья, жилищно-коммунального хозяйства, муниципального образования и локальной медицины, поддержка муниципальных предпринимателей – это всё необходимо. Ведь большое начинается с малого. И если мы не можем обустроить родные муниципалитеты, то что уже говорить о Большой России?

Плюсом   данной модели служит то, что её реализация поможет сформировать здравое русское гражданское общество.  Люди, научившиеся решать локальные вопросы быстро и эффективно, смогут взяться и за более крупные проблемы.

Минус – на муниципалитетах жизнь не заканчивается. Погрузившись в ворох региональных проблем, есть ненулевая вероятность упустить общероссийские события, так или иначе влияющие на жизнь русского народа.

– Европейская модель национальной демократии.

С парламентаризмом, частной собственностью, правами гражданина и человека. По-сути, повестка НДП К. Крылова. Но, увы и ах, сегодня данная модель наиболее уязвима для критики.  Если сегодня Евросоюз, при всём декларируемом “демократизме”  и “либерализме”, запрещает и громит даже цивилизованные правые движения, то зачем нужен и такой парламентаризм, и такой “европейский выбор”.

Плюсом данной модели является её апелляция к европейскому характеру русской нации, к европейскому характеру русской истории.

Минус –  нынешняя модель европейской демократии служит, кому угодно.  Транснациональным корпорациям, левым либералам, Брюсселю – но только не европейским национальным государствам.

–  Почвенная модель национальной демократии.

Наиболее экзотическая и не проработанная модель, восходящая к эсерам, частично – кадетам Российской Империи, и апеллирующая к зеленому движению времен Гражданской войны. Является, по-сути, центристской, и позволяет выступать как за социальные гарантии, так и за свободу торговли и свободное оружие.  Лозунг “За Советы без коммунистов” можно адаптировать к современным реалиям как лозунг внепартийного местного самоуправления.

Возвращение русской демократии, в той или иной форме, неминуемо. Но какой она будет эта демократия – решать уже сегодня. И только нам.

Задонать своей кибердиаспоре
И получи +14 баллов социального рейтинга!
Image link