С разрешения автора публикуем здесь замечательный текст о потерянной истории Русского комикса, о которой обязан знать каждый. Авторская орфография сохранена.

10 марта 2017 года

Потерянный Золотой Век Русского Комикса

В 1917 Россия, пропустив смертельные удары, пала, власть захватили тоталитарные сектанты и международные террористы. Люди из страны разошлись во все стороны, от Уругвая до Мадагаскара, как будто актеры с отмененной театральной постановки, к которой они готовились всю жизнь. Актеры были для своих ролей рождены, поэтому продолжали по мере возможностей свою роль, которая была прервана в 17-ом году, в зарубежье.

Так молодое Королевство Югославия оказалось в авангарде зарождающейся поп-культуры одновременно с Францией, Бельгией и Италией, благодаря русским эмигрантам, осевшим в Белграде и за короткий период создавших огромное множество комиксов и графических романов.

История о их деятельности крайне малоизвестна. И мое знакомство с ней оказалось случайностью.

В одном из текстов про Маяковского, Дмитрий Галковский разместил вот эту иллюстрацию:

и посетовал, мол, вот был такой хороший художник Константин Кузнецов, а про него даже статьи в википедии нету. Сейчас статья уже давно есть, а с Кузнецова началось мое знакомство с русскими художниками комиксов королевства Югославия. Начну и сейчас перечисление с него, на основе имеющейся информации в сети и главное, работ Ирины Антанасиевич, филолога, которая специализируется по творчеству художников комикса в Югославии 30–40-х годов:

1. Константин Константинович Кузнецов, родился в Санкт-Петербурге, в одном поколении с Булгаковым и Маяковским. Рос в семье директора гимназии, когда вырос пошел на фронт первой мировой войны. После 1917 тяжело пережил смерть отца, есть версия что его убили просто воры, а не прямо большевики, но учитывая дальнейшую ярою непримиримость Кузнецова с большевизией, парой доходившую до крайностей, более вероятно второе. Он уезжает на юг и вступает в Добровольческую армию, с частями которой был эвакуирован в Белград.

Тут нужно сказать, что молодое королевство Югославия было особым местом для русских эмигрантов. Эта православная монархия, с комплиментарным русским, славянским населением и теплым климатом, давала надежду на убежище, где старая Россия сохранится до лучших времен. Такой русский Тайвань.

Надежды эти до поры до времени оправдывались, в 30-е в Белграде было около 300 000 населения, из них 30 000 было русскими эмигрантами, которые очень быстро заняли передовые позиции в культуре, науке, медицине и преподавании королевства.

Кузнецов почти сразу выучился на курсах рисования в городе Панчево, но к комиксам приступил только в 1937-ом, когда в Белграде начался бум этого нового вида искусства. До начала войны Кузнецов нарисовал для журнала “Мика Миш” около 26-ти комиксов, кроме того отдельные его работы издателем Александром Ивковичем были изданы на французском языке во Франции.

Вторая мировая война обнуляет мир русских эмигрантов снова, теперь в Югославии. В годы войны Кузнецов сотрудничает с немецкой армией и русским корпусом, рисует плакаты и карикатуры военной пропаганды, а также продолжает рисовать отдельные комиксы, в частности про англо-советский характер переворота в Белграде в 1941.

Опасаясь коммунистов, которые к тому времени уже казнили несколько художников, Кузнецов эмигрирует сначала в Вену, а потом в Мюнхен, оттуда в 1950-ом в США. Кузнецов до конца жизни занимался рисованием иллюстраций, плакатов, открыток, но к комиксам больше не возвращался. Кузнецов умер 1980-ом году в Лос-Анджелесе, не много не дожив до 85-ого дня рождения.

2. Сергей Соловьев, 1901-ого года рождения, родом был из Курска. Попал в Белград в составе армии Врангеля.

Комиксы для Соловьева были большой страстью, которые он рисовал до конца жизни, в Италии, куда он уехал после второй мировой и умер в 1975-ом, остались не законченные работы, в частности на основе битвы на Курской дуге.

Все его работы отличаются характерным уверенным и изящным стилем. В Югославии нарисовал около 24-х работ. Среди которых, например, “Казаки”, по мотивам “Тихого Дона”, работа вышла в 1938-ом, через шесть лет после выхода романа.

3. Юрий Павлович Лобачёв, родился в семье русского консула в Османской империи, провел все детство на фоне балканских войн и после недолгого проживания в Петербурге вернулся на Балканы в 1920-ом.

Лобачев пионер русского комикса, в 1935-ом вместе с литератором Вадимом Курганским нарисовал первую работу, комикс “Кровавое наследство”, в стиле популярных тогда hardboiled романов. Нарисовав большое количество работ, после войны Лобачев получил советское гражданство и переехал в Ленинград, где ему издавать буржуазные непотребства конечно не давали (нарисовал комикс для пионерского журнала, но выпустил лишь девять страниц), но связи с белградскими издательствами он сохранял, там даже сейчас есть школа начинающих художников его имени.

Прожив долгую жизнь Лобачев умер уже в Санкт-Петербурге, в 2002-ом.

4. Иван Иванович Шеншин, художник из Пензы, очень талантливый, любивший экспериментировать с композициями и сюжетами. Рисовал комиксы про старика Хоттабыча, где Волька скаут, а не пионер, про приключения Швейка в Белграде, про Маньчжурию, освоение Кавказа и многое другое.

Шеншин был убит в 1944-ом, коммунистами, за работу в немецком пропагандистском издательстве в годы войны.

5. Алексей Борисович Ранхнер, ровесник Шеншина, родился в Одессе. Вместе с Шеншином разделил и судьбу, погиб во время войны, предположительно убит за сотрудничество с правительством Недича.

Рисовал много работ на литературной основе. Среди них “Капитанская дочка” и “Станционный смотритель” Пушкина, “Ревизор” Гоголя, “Граф Монте Кристо” Дюма, “Девид Коперфильд” Диккенса и другие.

6. Николай Павлович Навоев, родился в Санкт-Петербурге, в семье штабс-капитана Павла Навоева, художника и военного репортера в ставке Николая II.

Рисовал Навоев комиксы с 1935-ого года, но будучи очень молодым обучался в процессе, пройдя большую эволюцию от первых работ по мотивам приключений Остапа Бендера до “Тараса Бульбы”.

Автор первого опыта в жанре супергероики в Югославии. Серия комиксов про супергероя Зигомара была сделана по подобию историй про Фантома, очень популярной в то время. Недолго думая Навоев вместе с писателем Бранко Вадичем делает кроссовер “Зигомар против Фантома”, где они высмеиваю костюмы друг друга всю дорогу.

Прожив всего 27 лет Навоев умер от туберкулеза, так и не закончив несколько своих работ.

7. Владимир Иванович Жедринский, родом был из Москвы. По основной профессии он был художником-постановщиком, учился в Петербурге и Киеве. Оказавшись в Югославии он работал сначала в белградском национальном театре, а потом в загребском и люблянском национальном театре. В 50-е много работает в театрах Касабланки, Ниццы, Льежа, Монсе и Нанта.

Но кроме всего этого, в Белграде он успел нарисовать необычный комикс, по поэме “Руслан и Людмила”.

8. Всеволод Константинович Гулевич, родился в Варшаве, где в то время стоял 63-ий пехотный Углицкий полк, в котором служил в то время его отец.

На май 1920 в Югославии. В 1922 окончил Крымский кадетский корпус в Стрниште, близ г. Птуй (Словения). Поступил в русское Николаевское кавалерийское училище в г. Бела-Црква, но не закончил его. Корнет 12 гусарского Ахтырского Генерала Дениса Давыдова, Ея Императорского Высочества Великой Княгини Ольги Александровны полка.

До второй мировой войны Гулевич был художником портретов. Он написал большое количество портретов исторических военных и политических деятелей Сербии.

Комиксы же Гулевич стал рисовать только в период коллаборационистского с немцами правительства Недича. В этом ему помогал Константин Кузнецов. Нарисовав всего несколько работ, среди которых “Небелунги”, вестрн “Холмы пламени” и “Меч судьбы” про средневековую историю Сербии.

В 1944-ом Гулевич покинул Югославию и уехал в Нью-Йорк, где и был похоронен в 1964-ом на православном кладбище Ново-Дивеево.

9. Николай Иванович Тищенко, родился в городке, который сейчас находится на дне Каховского водохранилища. В 1920-ом, в составе Крымского кадетского корпуса был эвакуирован в Югославию.

Специализировался на карикатуре, работал иллюстратором для сатирических журналов “Бух!” и “Стриженный ёж”. Начав рисовать комиксы так же сперва рисовал пародии на популярные тогда серии, но позже стал рисовать и более серьезные работы, на основе югославского эпоса.

С началом войны Тищенко перебрался в Берлин, откуда в 50-е переехал в Бразилию, где продолжил рисовать карикатуры.

Тищенко умер в начале 1990-х в городке Сальвадор-Байя, где и похоронен.

География судеб русских эмигрантов конечно не перестанет удивлять.

10. Неизвестный автор. Вообще о всех рассказанных здесь художниках информация обрывочна, известно о их жизни мало. Но об авторе графических романов по мотивам “Анны Каренины”, “Воскресенья” Толстого, “Героя нашего времени” Лермонтова неизвестно ничего.

Отдельного упоминания стоит Александр Ефимович Ивкович. Крупнейший издатель комиксов в королевстве, родом из Одессы, чья настоящая фамилия неизвестна.

Ивкович в образе Микки Мауса

В 30-е он стал владельцем фотоцинкографии “Рус”. За четыре месяца 1936 года Ивкович открывает и начинает выпускать несколько журналов комиксов: «Забавник», «Робинзон», «Маленький забавник Микки-Маус», «Маленькая библиотека Микки-Мауса», в начале 1937 года открывает «Веселый забавник», а в марте 1938 года появляется еще одно издание — журнал «Тарцан». Общий тираж составлял до 300 тысяч экземпляров в неделю. У Ивковича издавалось большинство работ русских художников комикса.

Кроме Югославских авторов, Ивкович издавал у себя популярные американские серии Диснея, а так же Prince Valiant, Phantom, Mandrake the Magician и др.

Ивкович активно использовал разнообразные маркетинговые приемы для рекламы своих изданий, проводил опросы популярности серий среди читателей чтобы выяснить что продолжать, а какой комикс стоит закончить.

Очень скоро Ивкович начал экспансию, стал издавать югославские комиксы во Франции и Бельгии, для этого он открыл с бельгийцем Лустигом издательство “ Universum Press”.

Интересно то, что при обзоре работ “золотого века” можно выделить канон, традицию, какими графические истории должны быть в России:

  1. Комиксы в России нужно называть стрипами. Именно так они назывались среди русских художников в 30-е. Слово “комикс” же пришло в 40-е, из “абличительной” статьи Чуковского.

2. Полноценные работы корректнее называть романами, просто, без слова графический и т. п.

3. Лучше в ч/б. Стрип это вообще разновидность литературы, в русской традиции тем более, и их создание, как и литературы, должно быть возможно с минимум инструментов и средств, где угодно и хоть в концентрационном лагере (что и было в годы войны).

4. Квадратные рамки текста. Округлые пузыри подходят только латинице, для кириллицы нужны аккуратные ломаные линии и прямые углы, либо по возможности вообще без рамок, стараться просто вписать текст в композицию.

5. Крепкая литературная основа стрипов не обязательна, но в России желательна, сильными сторонами нашей культуры нужно пользоваться.

Итак, что мы имеем. В остаточной мере Россия осталась конечно и после 1917, в СССР, где частное предпринимательство было полностью упразднено и русское офицерство было окончательно уничтожено в конце 20-х, и за рубежом, где до конца второй мировой войны сохранялись массовые структуры и общества. А история и труды русских художников в 30–40-е создает впечатление что советский период не является непреодолимой пропастью. Усиливающийся интерес к исторической России в наши дни, дает образ где плоть времени, прошлого и будущего, тянутся друг к другу, стремясь затянуть шрам на теле истории.