Рецензия на новый фильм Звягинцева: «Нелюбовь»

Рецензия на новый фильм Звягинцева: «Нелюбовь»

Ходил я, значит,  на фильм Звягинцева «Нелюбовь». Картина настолько впечатлила, что захотелось о ней написать. Отдельно отмечу особенности показа в Пражском камерном кинотеатре, попробую описать свое отношение к сюжету, и, раз я у мамы политолог, прокомментирую политический посыл и контекст этого кино.  Итак,  поехали.

Показ был в рамках международного кинофестиваля be2can в Праге. Его особенность в том,  что репертуар составляют авторские фильмы, которые номинированы на различные престижные награды типа «Оскара» или «Пальмовой ветви». Обратил внимание, что среди предоставленных на фестивале фильмов было минимум три русского производства. И вот, мы,  благодаря феерическому везению, выкупаем последние билеты с рук за час до показа. К моему удивлению, соотношение публики представляло собой примерно следующее: 30% русских, 60% чехов, 10% англоязычных зрителей. При этом озвучка на языке оригинала + субтитры на чешском и английском.

Теперь по самому фильму. Сюжет пересказывать не считаю рациональным, так что сразу к делу. Начну с того,  что сам считаю себя невпечатлительным человеком. Меня не задевают драмы, экранизации сложных отношений между влюбленными, их искренние и бурные эмоции, фрагменты трагедий и переживаний. Так вот, в фильме «Нелюбовь» как-то все спокойно, минимум истерик и эмоций, но тяжелейший ком в горле не покидал меня ни во время просмотра, ни после. Готов признаться, чувство гнева к ублюдкам доминировало над жалостью к ребенку. Тут, конечно, масло в огонь подлил гениальный подбор актеров.  Это вот как надо умудриться и найти на роль мамаши человека с таким адским и злобным еблетом. В одном ее инфернальном взгляде отражались тысячи расстрельных приговоров ОГПУ. Одним словом — демон. И если мать изображена официальным представителем преисподней, то отец скорее просто меркантильный похуист. Они оба никого не любят, но мать успевает люто ненавидеть свое дитя. Колоритная и калорийная сотрудница полиции, фотографирующая комнату мальчика — отдельный разговор.  Такую надо запечатлить на официальном гербе МВД РФ. Идеально подобранный среднестатистический сотрудник органов, которые днем и ночью бдят и защищают мирных граждан РФ от сил тьмы. Вообще, херово быть «мирным» в РФ, но сейчас не об этом. В целом, фильм качественный. Операторская работа, актерская игра,  музыкальное сопровождение — на высоте, претензий лично у меня нет.

Ну а теперь самое интересное. Напомню, что совсем недавно Звягинцев участвовал в инстаграм-флэшмобе в поддержку Навального. Из этого делаем вывод, что у режиссера вряд ли найдется партийный билет Единой России. Плюс все мы помним его фильм “Левиафан”. Поэтому кратко и по порядку:

1) Русские в фильме не изображены бомжами, алкоголиками, орками и монголокацапами. Да, фильм про московскую семью, но не все на Западе уверены, что восточнее Польши вообще есть жизнь (утрировано, но правда). Так вот: нормальные и уютные квартиры, престижные офисы с нормальным оборудованием,  светские, дорогие заведения с джазом, вином и модными чиками, нормально и даже стильно одетые люди,  иномарки,  салоны красоты и т. д. Оказывается, русские — тоже нормальные люди, живущие в своем нормальном восточно-европейском мире. Ребят, как бы абсурдно это не звучало, но перечисленное реально является дефицитом в кинематографе (особенно авторском) с ориентиром на западного зрителя. Я лично слышал комментарии от рядом сидящих чехов типа: «блин, так посмотришь, оказывается, у русских вроде все как у нас тут». А это значит, что у некоторых Россия реально ассоциируется с республикой Конго.

2) Незаметная деталь, но я не упустил.  В одном из диалогов речь заходит о теще, от которой зять кончено не в восторге и с иронией называет ее Сталиным в юбке. Казалось бы, и что тут такого,  совершенно неприметный,  хоть и забавный фрагмент.  Но это для нас — для русских.  А для чешского (любого западного) зрителя,  это камень в огород его стереотипов, и в буржуазно-капиталистических чертогах разума возникает логическая, пролетариат-угнетающая цепочка:

  • зять называет тещу Сталином в юбке;
  • зять свою тещу ненавидит;
  • значит, сравнение носит строго негативный характер;
  • значит, Сталин автоматически становится негативным персонажем;
  • зять — обычный русский бизнесмен, вырос в России, родился в СССР;
  • зять хоть и мразь, но не поехавший,
  • следовательно, среднестатистический русский может считать Сталина негативным персонажем и даже признавать факт репрессий и преступлений;
  • да ладно?
  • ахуеть!

Так, постепенно рушатся карточные домики западноевропейских стереотипов.

3) Думаю, что следующая деталь — самая важная и очевидная. Многие укроарии со сладким предвкушением ожидали картину о гнилом Мордоре, населенного вечно бухими и равнодушными мразями, у которых нет не только сочувствия к чужой беде, но и нет денег на боярку. Но вот зрада: в фильме внезапно появляется волонтерская организация, специализирующаяся на поиске пропавших людей. Делают они это абсолютно бесплатно, на принципах добровольного участия и делают это профессионально. Беспощадно разрушая влажные украинские мечты, Звягинцев в одном из интервью отмечает, что был приятно удивлен, когда сам наткнулся на такую организацию, которая реально существует. Впоследствии ее реальные сотрудники приняли участие в съемках. Поведение и методы лидера организации, Ивана, рациональны и хладнокровны. В итоге Иван находит пропавшего ребёнка и сцена в морге оказалась сильнейшей из всех, что я видел раньше.

4) В фильме присутствуют фрагменты, когда во время вождения автомобиля на заднем фоне ведется новостной монолог из радио, разумеется, переведенный в субтитрах. В репортажах, конечно, все повествуется в адово-киселевском стиле с соответствующей тематикой. Ну а в конце фильма вставлена сцена с уже телевизионным сюжетом лысого на первом канале.  Тема — «украинцы бомбят Донбасс». И тут я пока не уловил посыл режиссера.  Хотел ли автор высмеять пропагандистскую ахинею российских СМИ или что-то другое? Лично мне показалось другое. Я увидел,  как русская женщина из Донбасса закатывается в истерике по среди разнесенных от снарядов жилых домов и трупов. А на фоне этого сюжета наша мамаша застегивает спортивный костюм RUSSIA BOSCO и с тем же самым дриста-ноющим еблетом затевает тренировку на беговой дорожке. Да, Звягинцев не напоминает человека, сочувствующего русским Донбасса, но, может быть, эта сцена показывает очередное проявление тотального равнодушия мамаши даже после смерти единственного ребенка.

Итого, мы имеем действительно качественный фильм от режиссера- оппозиционера. Из оппозиционного я увидел лишь иронию в отношении российских СМИ и калорийно-колоритных тетей полицейских. Русофобии в фильме нет. Зрители из разных стран отмечают, что видят в фильме очень насущную и актуальную проблему условной семьи любой европейской национальности. То есть, аналогичная ситуация может случится абсолютно в любой стране, и в России это не будет особенностью, а, скорее, просто частью европейской статистики.

Текст: Алексей Майоров

Задонать своей кибердиаспоре
И получи +14 баллов социального рейтинга!
Image link