Папа, пей!

Папа, пей!

Алкоголь больше не является болезненной темой для России. Но исторический образ рабочего пьяницы, наверное, останется с нами. Уже не будет больно и обидно смотреть на него, потому что общество излечилось от этого недуга. По крайней мере, сейчас уже можно говорить, что кризис позади.

В XIX веке часть крестьян, прибывших в город из деревни в поисках работы, «пропала». Неудачи с работой, отрыв от традиционного общества, которое тебя контролировало, дурная компания, стресс. Так родился тип русского алкоголика, который достиг пика во время разрухи двадцатых-тридцатых годов при социализме. Такими русских увидел и мир благодаря Голливуду.

Читатели постарше еще застали депрессивные советские восьмидесятые с пьяными людьми, которые буквально лежали на улице. В то время выпускали много антиалкогольной социальной рекламы в самых разных формах: от сатирических скетчей до плакатов. Ничего из этого, конечно, не работало.

А вот реклама алкоголя работала хорошо всегда. И сегодня мы будем смотреть именно на нее. Представляем вам несколько знаковых рекламных образов из дореволюционных времен. Именно так видели свою аудиторию производители алкоголя. Или, точнее, именно такие образы они создавали для нее.

Начнем сразу с жареного. Реклама пива показывает нам человека, который явно доволен своим вечером. Он выглядит не очень потребно, наверняка готов на весь трактир проорать какую-нибудь глупость или даже запеть. В общем, он пьян в стельку, и это честно изображают на плакате: «Хотите как следует набухаться и повеселиться? Пейте наше пиво».

Обратите внимание, что представитель ЦА одет весьма прилично и, вероятнее всего, держит себя в руках. Во всяком случае, так должен думать про себя его прототип, который разглядывает плакат.

Военные в рекламе всегда выглядели опрятно и прилично. Никаких спящих за стойкой солдат в старой рекламе вы не найдете. Казак освежился пивом в неслужебное время. Он еще и на пляже. А вы посмотрите на улыбку — вот где Голливуд должен был брать свои образы.

Здесь «объединенные цвета Бенеттона»: люди разных типов и сословий. Все на вид поддатые. Или это художник так рисует лица? В любом случае и люди попроще, и очень респектабельный седовласый мужчина здесь держат себя в руках. 

Модный ар-нуво, юг, берег моря. Совершенно ненародные образы, ненародное вино. Стильно и даже шикарно. Полумифический образ идеальной женщины, пригубляющей напиток. Это прообраз рекламы в глянцевых журналах.

Хорошо одетые и явно благополучные крестьяне с русского юга проводят досуг. Обратите внимание, что они тоже выглядят приятно и в одежде, и физически. Пиво из Риги было явно дороже местного и, видимо, преподносилось как товар для тех, кто живет получше. «Это же литералли я и моя Оксана» — так должен был думать покупатель. А что, картина жизни, к которой стоило стремиться.

Тут у нас набор ситуаций. Выпил и сплясал. Выпили с друзьями в трактире. Выпил с женой за ужином. Освежился по дороге пивком. Все эти ситуации имеют неприглядные и даже криминальные сценарии, но в рекламе нам показывают, как надо пить в меру. Опять же крестьяне тут одеты весьма неплохо и выглядят благовоспитанными членами общества.

Исторический образ — это отдельная тема. Во время пробуждения национальных самосознаний европейцев русские стали использовать в рекламе средневековых людей, которые дарят своим женщинам современные духи и пьют современное пиво. Это не тот образ, с которым нам предлагают себя ассоциировать, а скорее следование трендам, потому что «Все так делают. Миша, нарисуй».

Бонус-трек: люксовый товар для широкого потребления. Набор для облагораживания вкуса простой водки. Рекламирует ее парень в крестьянской одежде, но название «Арома» явно не нацелено на человека из деревни. 

Не смотрите, что рекламный персонаж похож на ребенка. Вот здесь действительно художник не справился.

Как видите, старинная реклама старалась придать своим потребителям приличный вид, но не изображала утопию. Место для более-менее реалистичной картины с перебравшим пива и вина человеком тоже оставалось.

Продолжение следует

Задонать своей кибердиаспоре
И получи +14 баллов социального рейтинга!
Image link