«Рис. MAD»

«Рис. MAD»

Мы регулярно публикуем карикатуры авторства некоего MAD. Вы могли заметить эту подпись, даже если не знаете, кто это. За аббревиатурой скрывается карикатурист Михаил Александрович Дризо, который в 1919 покинул нашу страну и стал, пожалуй, самым ярким политическим иллюстратором зарубежной России. У него было отличное чувство юмора и легкая рука. Своими талантами он пользовался в разных сатирических изданиях. Так его и запомнили — за политические рисунки.

Если подумать, ведь сатира – это работа вынужденная. Пока всё не очень хорошо, или даже совсем плохо, ты обличаешь зло (или то, что считаешь злом). Когда небо безоблачно, то и творить будешь другое. Вот и у MADа было свое дело, которое осталось в тени его массовых работ. В Берлине, уже в 1922 году, он работал над детским журналом «Ванька-встанька» — этот журнал должен был помочь подрастающим эмигрантам сохранить свой язык и культуру. Короче, остаться русскими. Сохранение себя было большой проблемой для образованных беженцев — их дети очень быстро вливались в иностранную жизнь, приобретали привычки других народов и предпочитали их язык.

В том же году Дризо работал над книжкой со знаменитым стихом Саши Черного «Живая азбука». С 1914 она выдержала несколько изданий с участием разных художников, в 2020 по-прежнему популярна, но вам придется потрудиться, чтобы найти версию с MADовскими картинками, или выложить очень круглую сумму за оригинальный экземпляр.

Наследие Мэда-насмешника важно, и оно останется его главной славой. Тем более, горькие страницы истории приятнее читать красиво раскрашенными. Но… но надо помнить, что все могло и может быть по-другому. Едкая сатира (к сожалению) и книги для детей (к великой радости) будут нужны всегда — только пускай поводов для первого будет меньше, для второго больше, а дети и художники остаются дома, с нами.

Задонать своей кибердиаспоре
И получи +14 баллов социального рейтинга!
Image link