«Рис. MAD» — Local Crew

«Рис. MAD»

Иллюстра

Мы регулярно публикуем карикатуры авторства некоего MAD. Вы могли заметить эту подпись, даже если не знаете, кто это. За аббревиатурой скрывается карикатурист Михаил Александрович Дризо, который в 1919 покинул нашу страну и стал, пожалуй, самым ярким политическим иллюстратором зарубежной России. У него было отличное чувство юмора и легкая рука. Своими талантами он пользовался в разных сатирических изданиях. Так его и запомнили — за политические рисунки.

Если подумать, ведь сатира – это работа вынужденная. Пока всё не очень хорошо, или даже совсем плохо, ты обличаешь зло (или то, что считаешь злом). Когда небо безоблачно, то и творить будешь другое. Вот и у MADа было свое дело, которое осталось в тени его массовых работ. В Берлине, уже в 1922 году, он работал над детским журналом «Ванька-встанька» — этот журнал должен был помочь подрастающим эмигрантам сохранить свой язык и культуру. Короче, остаться русскими. Сохранение себя было большой проблемой для образованных беженцев — их дети очень быстро вливались в иностранную жизнь, приобретали привычки других народов и предпочитали их язык.

В том же году Дризо работал над книжкой со знаменитым стихом Саши Черного «Живая азбука». С 1914 она выдержала несколько изданий с участием разных художников, в 2020 по-прежнему популярна, но вам придется потрудиться, чтобы найти версию с MADовскими картинками, или выложить очень круглую сумму за оригинальный экземпляр.

Наследие Мэда-насмешника важно, и оно останется его главной славой. Тем более, горькие страницы истории приятнее читать красиво раскрашенными. Но… но надо помнить, что все могло и может быть по-другому. Едкая сатира (к сожалению) и книги для детей (к великой радости) будут нужны всегда — только пускай поводов для первого будет меньше, для второго больше, а дети и художники остаются дома, с нами.