Как литография пришла в Россию

Как литография пришла в Россию

Литография — способ печати картинок и текстов, нарисованных жирным карандашом или тушью на каменной плите — появился в России благодаря трем так тесно связанным вещам: войне, чиновникам и карикатуре.

Когда русские войска в 1814 году вступили в Париж, у Министерства иностранных дел появилось много бумажной работы. Составлением и копированием актов занимался целый отряд служащих, среди которых оказался барон Павел Львович Шиллинг — будущий изобретатель электромагнитного телеграфа. Он был очень неусидчив и мучился, сидя днями и ночами за столом, переписывая пером и чернилами одни и те же документы.

Совершенно случайно барон узнал о том, что в Мюнхене процветает литографское дело. Очевидно, в надежде избавиться от кропотливого труда, он доложил об этом императору Александру I и получил от того приказ продемонстрировать образец — напечатать что-нибудь по-русски. Необходимо было сделать технологии хорошую рекламу. Но как? И снова удача — на глаза Шиллингу попалась иллюстрация к популярному в то время и не допущенному к печати «Опасному соседу» Василия Пушкина. В этой комедийной поэме рассказывалось о путешествии двух приятелей в московский бордель. Ну что еще печатать по просьбе царя в Париже?

Оттиски получились отличного качества и имели успех, после чего в Петербурге, при Министерстве иностранных дел, была устроена литография, директором которой назначили Павла Львовича.

Задонать своей кибердиаспоре
И получи +14 баллов социального рейтинга!
Image link