Психология игрушки

Психология игрушки

Россия начала XX века бурлила идеями просвещения народа, социальных благ и технологий для этого доброго дела. В коммерции, рекламе и зарождении того, что сейчас называют дизайном, уже тогда появилась мысль об ответственности перед обществом и влияния на него товаров. Просвещение велось в основном через распространение литературы и учительство, но были сферы, которых они не достигали. одной из них было производство игрушек.

Тогдашние игрушки можно разделить на народные и фабричные. Народные нам в рамках рубрики мало интересны. Речь пойдет об игрушке именно как осознанном коммерческом продукте. Придуманном нарисованном, изготовленном и упакованном.

Одновременно с брошюрами о рекламе в русской прессе начали появляться публикации и даже целые сборники о детских игрушках. Игрушку признавали важной вещью в воспитании ребенка: психология как научная дисциплина уже была достаточно развита и рассматривала связанные с этим вопросы. В тот момент игрушечная индустрия еще не была настолько необъятной как сейчас, и кажется, что было возможно охватить взглядом все, что было на полках страны. Проанализировать, поставить вопросы и начать давать ответы.

В самом начале коммерческой игрушки она делалась в основном на вкус художников и производителей. Без рисерчей и фокус-групп. Кто-то сейчас скажет: «и прекрасно!», но это было не совсем так даже по наблюдению современников. Когда взрослые придумывали игрушки — они делали это своим взрослым умом, часто без оглядки на реакцию детей. Что порождало курьезы. Игрушка могла выйти коммерчески успешной, ее сметали с полок. И тут спрос резко падал. Оказывалось, что нравилась она родителям, а детям была скучна, или даже пугала их. Отдадим должное нашим предкам: мы знаем эти факты именно потому, что их уже тогда подмечали и постепенно начали учитывать.

Приложения, которые были у всех крупных изданий, часто размещали инструкции, как смастерить игрушки самостоятельно. Некоторые выпуски приурочивали к праздникам и делали тематическими. Мы писали о таком гайде по изготовлению украшений и елочных игрушек на Новый год. Читатели постарше должны помнить, что очень похожие статьи появлялись в советских журналах и газетах. С конца XIX века они практически не изменились. Даже материалы и поделки из них остались почти те же самые. Отсеклись только некоторые сюжеты и вся религиозная тематика. Предлагаемые еще в 1900-е самоделки сопровождали развертками, схемами и фотографиями, поэтому мы можем оценить их уровень. Иногда может показаться, что людей учили карательному конструированию, такому жк-арту на столе — но тут скорее уместно похвалить авторов гайдов. Если бы образцы поделок выглядели слишком хорошо, слишком качественно и красиво, то многие просто не взялись бы за них, потому что «у меня так не получится». Особенно это касается детей. Не очень высокая планка — хороший психологический ход. Если же результат превысит ожидания, то радости будет еще больше. Основное удовольствие ребенок все равно получает от самого процесса конструирования, особенно если делает это за компанию.

Кроме развлекательной части не забывали и об интеллектуальном развитии. Да, да, до развивающих игрушек додумались далеко не вчера. Но занимались этим сначала совсем не психологи и врачи, а, например, искусствоведы вроде Николая Бартрама, который писал следующее: «Отношение детей к игрушкам возможно ​разделить​ на несколько периодов. Время раннего детства — первый период; в это время игрушка доставляет ребенку безотчетную радость: радость красоте ​соеди​няется​ с инстинктивным стремлением к творчеству. За всю жизнь человек не творит столько, как в своем детстве: школа, а затем условия жизни редко ​позволяют​ человеку ​отдаваться​ так полно своему творчеству, как в детстве. Идя навстречу зарождающейся мысли ребенка, следует предоставлять ему возможно более самостоятельности в его ​занятиях​, играх и игрушках. Самодельные игрушки могут в ​данном​ случае выполнить прекрасную службу…». очень ценные замечания он делал и относительно любви детей к разрушению игрушек. Многим родителям до сих пор нужно напоминать, что это совершенно здоровое проявление ума: «…мы берегли их, а если и ломали, то этим руководило отнюдь не желание уничтожить, а скорее переделать и улучшить, ближе узнать, что там внутри, как она сделана…». Как видим, русская мысль в этой сфере не стояла на месте, и нам есть чем гордиться.

Если с самодельными игрушками выбор стоит простой: берешь и делаешь то, что хочется — то с покупками было сложнее. Сложнее, чем сегодня, по одной очень важной причине, — и дело тут не только в стоимости. Раньше не существовало брендирования игрушек. Люди знали по названию свой любимый чай, крем для обуви, пиво, шляпы, инструменты и брали качественные книги такого-то издателя (попаданцам в прошлое рекомендую Маркса). Но между куклами и оловянными солдатиками можно было выбрать, только разыскивая в магазине подходящие глазами. Удобства спросить, или заказать по каталогу «Лего» и «Звезду», получив гарантированное качество, было невозможно. Издание для родителей «Игрушка — радость детей» 1912 года описывает эту проблему так: «К сожалению, нельзя точно и определенно указать хорошие игрушки, не потому, что каждый год рынок дает много новых вещей, а потому, что каждая из них не носит определенного названия, и родители не имеют возможности разобраться, из какой фабрики и какого автора выпущена игрушка, — тогда как всякая книга, помимо своего названия, носит на себе марку издателя и заранее говорит о себе фамилией своего автора: все это позволяет указать лишь общие типы игрушек применительно к различным периодам детской жизни». Спустя сто лет люди проклинают маркетологов и то, как они «подсаживают» невинных детей на свою продукцию, но, вероятно, в какой-то степени бренды все же полезны — хотя бы только родителям. В современной ситуации нам не всегда приходит в голову, что такие простые вещи, которых мы не замечаем, действительно упрощают жизнь в эпоху массовых товаров.

Надеемся, что вы прониклись искренней заботой и вниманием, которые люди даже на заре пиара и маркетинга проявляли к своей целевой аудитории. Чтобы эта статья не казалась слишком сахарной, добавим, что упомянутая выше книга с действительно полезными советами и многие другие подобные работы часто сопровождались фотографиями множества игрушек с описанием. А в самом начале или в конце стоял адрес магазина, где производилась съемка. Еще один совет возможным попаданцам — вероятно, вы не захотите тратить целый рубль на сто пятьдесят страниц нативной рекламы.