Культура презрения

Оригинальный текст «Our Culture of Contempt» впервые опубликован в New York Times Артуром Бруксом, исследователем государственной политики и президентом Американского института предпринимательства.


Я живу и работаю в Вашингтоне, но при этом не помешан на политике. Для меня политика, как погода — она постоянно меняется, люди всё время о ней говорят, но понимание того, что «хорошо» в основном субъективно. Мне нравится зима — вам нравится лето; вы либерал — я консерватор. Во время президентской гонки 2012 мы с женой заказали наклейки на бамперы наших Volvo с надписью «Веганы за Ромни». Просто, чтобы посмотреть на реакцию других водителей Вашингтона.

Моё главное увлечение — это идеи, особенно политические. Если политика подобна погоде, то идеи можно сравнить с климатом: он влияет на погоду, но всё же это разные вещи. По этому же принципу идеи влияют на политику, но они — не то же самое. Как и климатические исследования, политический анализ при верном подходе становится благодатной сферой для ботаников с докторскими степенями. Таких, как я. Уже 20 лет я преподаю государственную политику и руковожу исследовательским институтом в Вашингтоне (десяток лет до этого я зарабатывал на жизнь музыкой, играя в симфоническом оркестре).

Если на побережье обрушится ураган, каждый климатолог сразу озаботится погодой, а ведь именно это и происходит сегодня. Идеологические разногласия разрывают нашу страну на части, отправляя в никуда мои политические идеи грандиозного масштаба. Исследования в области политики выявили, что наша нация не была столь сильно поляризована со времён гражданской войны. Один из шести американцев перестал общаться с членом семьи или близким другом из-за выборов 2016. Миллионы людей подстраивают свои социальные взаимодействия и источники новостей сообразно своей идеологии, избегая людей с противоположными взглядами. В чём наша проблема?

В журнале Трудов Национальной Академии Наук в 2014 году вышла статья об «асимметрии приписываемых мотивов». Суть в том, что мы ошибочно полагаем, будто наша личная идеология основана на любви, в то время как идеология оппонента выстроена на ненависти. В этой статье содержится предполагаемая причина этого явления. Исследователи обнаружили, что степень подверженности АПМ[1] среднестатистического республиканца и демократа такая же, как у палестинцев и израильтян. Каждая сторона считает, что она мотивирована благими намерениями, в то время как противоположная — злостью и ненавистью, из-за чего она автоматически становится врагом, с которым невозможны переговоры или компромиссы.

Люди часто думают, что проблема современной Америки в неучтивости или нетерпимости. Это неверно. Асимметрия приписываемых мотивов приводит к гораздо худшему — к презрению, этому опасному коктейлю из гнева и отвращения. И это не только презрение к идеям других людей, но и к самим этим людям. По словам философа Артура Шопенгауэра, презрение — это «незамутненное убеждение в негодности другого».

Источники АПМ легко определить: противоречивые речи политиков, кричащие головы в телевизоре, желчные речи колумнистов, озлобленные студенческие активисты и практически всё содержимое соцсетей. Этот «промышленный комплекс праведного гнева» работает на усиление только одной идеологической стороны, пестуя своего рода зависимость и подпитывая нашу веру в то, что мы совершенно правы, в то время как противоположная сторона состоит из злодеев и дураков. Это обостряет наши предубеждения, подтверждая худшие предположения о тех, кто с нами не согласен.

Презрение мешает прогрессу и поиску политических компромиссов, что в итоге делает нас несчастными. По данным Американской психологической ассоциации, чувство отторжения, которое человек испытывает после столкновения с презрением, усиливает тревогу[2], депрессию и грусть. Презрение также негативно сказывается на «нападающем», стимулируя выработку двух гормонов стресса: кортизола и адреналина. Как на общественном, так и на личном уровне презрение приносит лишь вред.

И пусть мы зависимы от презрения, в то же время мы ненавидим его так же, как наркоманы ненавидят препараты, которые губят их жизнь. Исследование политических взглядов[3], проведенное НКО «More in Common» в 2018 году, показало, что 93% американцев устали от того, насколько разделенной стала страна. В частных разговорах представители значимых меньшинств утверждают, что они верят в важность компромисса, отвергают максимализм крайних крыльев обеих партий и не мотивированы фанатичной верностью.

Что каждый из нас может сделать для исправления этой ситуации? Так и хочется сказать: «Нужно чаще соглашаться», но это ошибочный подход. Сами по себе разногласия не несут вреда, а наоборот, стимулируют конкуренцию и совершенствование. Если разногласия действуют в рамках права и морали, они закладывают крепкую основу для демократии в политике, рынке и экономике. Нам нужна здоровая «конкуренция идей», дающая стимул инновациям и поиску истины.

Поэтому мы должны не меньше спорить, а стараться делать это лучше. Для начала следует отвернуться от идеологических наркоторговцев — наделённых властью людей на вашей стороне, которые извлекают прибыль из культуры презрения. Как бы ни были приятны речи о том, что ваши оппоненты неисправимо тупы и порочны, помните — пока вы кого-то ненавидите, кто-то зарабатывает на этом деньги, выигрывает выборы или становится более известным и влиятельным. Вас используют, за исключением случаев, когда лидер на самом деле учит вас чему-то или расширяет ваше мировоззрение и моральный облик.

Следующий шаг — принять принцип «никогда не относиться к другим с презрением, даже если кажется, что они этого заслуживают». Это может звучать как призыв к великодушию, но на самом деле это в наших же интересах. Презрение мешает убеждению. В конце концов, ещё ни разу ненависть никого не переубедила. Демонстрируя пренебрежение, мы тешим самолюбие или проявляем показную добродетель, но ни то, ни другое не поможет приобрести союзников.

Случалось ли вам презрительно высказываться о ком-то? Возможно, вы кого-то ранили своей грубостью, насмешкой или пренебрежением. Так делал и я, но не испытываю за это гордости. Встаньте на путь избавления от этой вредной привычки и постарайтесь по возможности нивелировать свои ошибки. Это даст вам свободу.

И наконец, мы должны относиться к презрению вокруг нас как к возможности, а не угрозе. Если вы находитесь в соцсети, в кампусе колледжа или в любом месте, за исключением собственной норы, то очень скоро столкнётесь с презрением. Это шанс изменить хотя бы одно сознание — ваше собственное. Отвечайте добродушно и с хорошим настроением. Как минимум, вы гарантированно будете счастливее. А если это ещё и повлияет на позицию презирающего (или сторонних наблюдателей), тем лучше.

В нынешней политической обстановке легко почувствовать себя беспомощными, но я считаю, что для этого нет веских причин. Пусть нам не нравится текущая погода, вместе мы можем изменить климат. Поощряйте адекватных лидеров и сами становитесь теми, кто вдохновляет и объединяет, а не обессиливает и разделяет. Запомните: погода начнёт улучшаться, и это сделает Америку лучше. Этой задаче я и буду уделять особое внимание в своей профессиональной деятельности.

Г-н Брукс — президент Американского института предпринимательства и автор книги «Возлюби врага своего: как порядочные люди могут спасти Америку от культуры презрения», которая легла в основу этой статьи.

  1. Асимметрия приписываемых мотивов.
  2. https://www.apa.org/monitor/2012/04/rejection
  3. https://static1.squarespace.com/static/5a70a7c3010027736a22740f/t/5bbcea6b7817f7bf7342b718/1539107467397/hidden_tribes_report-2.pdf