Кинорубрика: «Троцкий»

Кинорубрика: «Троцкий»

Тут будет небольшое отступление. Так как я не кинокритик, и никакого отношения к кино не имею, но очень его люблю, прошу воспринимать эту статью не за чистую монету, ибо я высказываю тут только свое некомпетентное мнение, которое кому-то может быть интересно.

Сериал «Троцкий» это не историческое кино, оно основано на исторических фактах, но во многом не соответствует действительности. Это ни в коем случае не дает отрицательной характеристики сериалу, ибо кино — это художественное произведение, и вымысел дает сценарию огромный горизонт возможностей развития хорошего сюжета.

Иногда звезды сходятся, и на российском ТВ выходят хорошие сериалы. «Троцкий» один из них. Это реально захватывающее и интересное произведение.

Действие сериала происходит в трех исторических рамках. Первая — жизнь Троцкого в эмиграции в Мексике, где он дает интервью о своей жизни Фрэнку Джексону (советскому агенту Рамону Меркадеру). Вторая — жизнь Троцкого до революционных событий 1905 и 1917 гг. И третья — деятельность Льва Давидовича после революции 1917 г. вплоть до эмиграции. Как вы могли заметить, сериал захватывает почти всю жизнь Льва Троцкого.

Сам сериал оправдывает деятельность Троцкого, и этим очень похож на мемуары. Но также показывает, к чему привела его деятельность, ибо ее результаты оказывают отрезвляющее действие на зрителя.

На самом деле сериал многим хорош: это и выдающаяся операторская работа, гигантская работа сценаристов и режиссеров Александра Котта и Константина Статского. Это очень крутое кино. Крутое, потому что в нем поднимается много проблем, которые до этого в российском кино редко упоминались. Присутствуют конфликты Троцкого с коллегами по партии, но они идут вторым планом, фильм повествует, в большей своей части, что же за человек был Лев Давидович, которого играет Константин Хабенский. Что интересно, Хабенский уже играл Троцкого в сериале «Есенин», а также играл ярого противника с другой стороны — Колчака.

Но его перевоплощение никак не заметно, начинаешь верить в героя с первых минут. Первые минуты вообще захватывают: красный бронепоезд, висящая на прутьях алая звезда, большевики в черной кожаной форме, белая пурга. Эстетика революции «прет из всех щелей». Да и вообще сериал не отпускает: он резко переносит вас в жаркую Мексику, или в черный бронепоезд, или в революционный Петроград. Нам показывают и смерти детей Троцкого, и его его отношения с отцом, и его борьбу за власть.

Вообще тема отношений отцов и сыновей тут очень хорошо поднята. Показан контраст старого порядка и нового: в 1905 году Троцкий в сериале ведет огромную толпу протестующих с красными флагами на ружья, но царская власть, представленная фигурами Столыпина и Николая II, беспокоится о сохранности его жизни (но, правда, готова любыми средствами потушить пожар революции), а когда сын Троцкого идет в 1921 году на манифестацию против репрессий ЧК, его забирают, и не расстреливают только потому, что он сын Троцкого. Кстати, что удивило, Николая II показали сдержанным и очень умным политиком, что редко бывает в российском кино.

В «Троцком» идет очень жесткая игра на контрастах. Сериал показывает Троцкого, как он скорее всего думал о себе: Богом, демоном, мессией революции, но также и показывает результаты его одержимости. В конце своей жизни Троцкий ни в чем не разочаровывается, он не может ни в какой момент показать своего страха, он сам вынуждает подосланного убийцу зарубить его ледорубом. Он всегда знает, на что идет, он никогда и никому не проигрывал. Но сериал построен не на культе личности Троцкого, хотя он и строит новый миф об этой одиозной фигуре. Сериал, на самом деле, о том, что у каждого поступка есть результаты, и результаты поступков Троцкого уничтожили старый мир, а новый был построен ублюдками и сожрал всех вокруг него, и его самого.

В общем, советую к просмотру.

Текст: Ольгер Кикас

Задонать своей кибердиаспоре
И получи +14 баллов социального рейтинга!
Image link