Линейки и знамена

Кирилл, Мефодий, их ученики и Петр I создали для нас азбуку — чтобы мы могли записывать и читать речь. Прекрасно. Теперь все умеют читать слова, и мы уже разобрались в графике русской кириллицы, которая была революционизирована в XVIII веке и с тех пор идет двумя путями: светским и церковным. Но кроме системы записи речи существует еще запись музыки. Не думаете же вы, что все было так просто в нашей истории. Конечно не было. В нотной грамоте и графике тоже происходили свои перестройки.

Как и все хорошее, ноты пришли к нам из Греции. В церкви надо петь, а делать это совсем по памяти невозможно — репертуар широкий, запомнить и воспроизвести все без ошибок может только хор, состоящий из гениев. Для хора нормальных несовершенных людей придумали подсказки, которые называются невмами. Мы называем невмы подсказками, потому что по ним невозможно воспроизвести мелодию, не зная ее наизусть. Они служат лишь для напоминания, как пропевать слоги, и обозначают отдельные звуки, мелодические обороты и характер исполнения, не давая точной информации о высоте.

Невмы старше XV века не могут расшифровать до сих пор, потому что в то время появились дополнительные пометы, и уже никто не помнит, какая именно информация была умолчана в более старых записях.

Древние греческие и восточные невмы чем-то напоминают арабскую вязь или какие-то крючочки. В России их так и стали называть — крюки. Нотную грамоту, соответственно, — крюковой. Время не стояло на месте, и русские писцы создали свой собственный дизайн русских невм-крюков. Еще у них появились местные русские названия, которые сейчас звучат не только экзотически, но и забавно: два в челну, стрела громовая, хамило, паук великий. По крайней мере детей можно было легко заинтересовать в изучении древнерусского сольфеджио.

Что же с инструментами? В православной церкви их нет, поэтому невменная нотация была создана и развивалась совершенно без оглядки на струны и клавиши. Она всецело зависела от хора, и чтобы записать при помощи нее Шуберта или Скрябина пришлось бы ее снова модифицировать. Возможно, до неузнаваемости. Делать это русским не пришлось, потому что классические ноты пришли к нам в комплекте с классической музыкой и инструментами.

Связи между светскими концертами и церковным пением не было — соперничества не было тоже, поэтому одни не покушались на сферу других. Тем не менее русские невмы были обречены отойти на второй план. В XVII веке произошел раскол русской церкви и одним из пунктов, по которым сторонники и противники реформ были не согласны, стал вид церковного пения. В ту эпоху их было два: одно продолжало древнерусскую традицию более-менее неизменно, а другое через контакты с католической Польшей подверглось западному влиянию. Победители в этом противостоянии были за более современное пение, и в течение XVIII века его также перевели на более современные классические ноты. Старый вид пения остался у староверов и в старообрядных приходах Русской Православной Церкви — а вместе с ним сохранилась и крюковая запись.