Вредные советы

Вредные советы

Во-первых, все не так плохо. 

Нет, надо начинать не так.

Во-первых, М давно сказал, что цели пропаганды важнее исторических фактов, и непредвзятой исторической науки не должно существовать. Удивляться его решениям после этого не нужно. Также не стоит удивляться после того, как мы узнали немного о его образовании благодаря расследованию кое-каких либеральных врагов нашего Отечества. Иногда они (враги Отечества, далее ВО) бывают полезны и патриотам вроде нас (далее LC). 

В начале этого разговора о пропаганде мы воспользуемся цитатой из интервью с одним российским чиновником от образования. Вот вопрос, который ему задали:

В годы войны из исторического небытия (поскольку многие из этих фигур не присутствовали даже в школьных учебниках) были извлечены персонажи Петра Первого, Ивана Грозного, адмирала Нахимова, Александра Невского… Возник феномен использования уже не истории как таковой, а художественных образов. Получилось, что целые поколения учили историю не столько по учебникам, сколько по фильмам, книгам, спектаклям. Результат – двойное искажение истории: сначала события прошлого подлаживаются под конъюнктуру, а затем “пропускаются” через вымысел, пусть даже художественный.

По мнению автора рубрики, это очень точное описание того, как создается и потребляется историческое знание в наше время. Да, существуют уроки истории в школе, паблики в ВК, ютюберы, лекции. Но самое раннее ваше знание об истории почерпнуто не только из уроков. Вы вообще хорошо учились? Что помните из школьной программы? Вопрос относится по большей части к тем, кто закончил школу 5-7 и более лет назад. 

Скажем очевидное: существенная часть знаний выветривается из нашей головы. Во-первых, мы не очень прилежно учились. Во-вторых, нас не так уж качественно учили. И в-третьих, знание нечем закрепить. Не будем тут говорить о бесполезности заучивания дат и прочей чепухи, которая составляет значительную часть школьной программы. С таким «знанием» все ясно. Мозг избавляется от него спустя час после сдачи листочков с ЕГЭ.

Спустя этот час мы уже дома. Включаем комп и запускаем Балдурс Гейт, один из кучи соулслайков или RDR. Смотрим какой-нибудь сирик. Вот это исторические знания, которые у нас закрепляются. «Но ведь все знают, что это вымысел, все знают, что в исторических играх и кино мало истории». Знают, но это главный медиум, через который мы соприкасаемся с историей. Сейчас имеется в виду не лично автор или не лично вы, дорогой читатель, который уж точно знает историю. Речь о массах. Учебники ведь делаются под них. И даже образованному человеку не стоит отделять себя от масс полностью. Стоит понимать, что каждый получил свою долю облучения условным Нетфликсом и Мосфильмом.

Здесь должен быть абзац, который рассказывает о том, как школьники и студенты относятся к гуманитарным предметам вроде литературы. Как они воспринимают грубую подачу и навязывание материала. Как в девятнадцать лет можно относиться к морализаторству взрослых. Тем более даже неродных — дома такого добра хватает, а еще эти со своими «НАТО, Запад, наша неделимая история». Автор не будет ни в чем убеждать читателей. Пускай они сами вспомнят себя в школьные годы. Еще лучше, если они и есть школьники (примите мои искренние сочувствия). You guys are alright, don’t come to a history lesson tomorrow.

Пропорции школьного знания и голливудского у всех разные. Кстати, к голливудскому знанию стоит причислить также сказки и былины, греческие мифы и прочее-прочее. В них есть немного «настоящей» истории. Как минимум сеттинг и быт, оружие, одежда. Главное, не смотреть кино, мультфильмы и не читать книжки с иллюстрациями по сказочным сюжетам. Потому что визуально вам могут наврать с три короба. Это вранье даже не является намеренным и не преследует конкретных целей. В Европе оно начало складываться в районе… XI века, когда рыцарская поэзия использовала древние легенды, облагородив их путем перевода на латынь и придав героям прошлого высокие моральные качества, которые в их времена не имели культового статуса, потому что рыцарской культуры тогда еще не существовало. Позже рыцарское наследие было, в свою очередь, литературно и визуально переработано — появились книги с иллюстрациями, массовая печать. 

В России эти «искажения нашей подлинной истории» обрели свою форму. Со Средневековьем в плане визуального нам повезло больше, чем западным европейцам. Зато где-то в районе XVII века в русской истории образовалось пространство, скрытое туманом войны. Это время большинство из нас воспринимает как менее современное, чем оно было на самом деле. Образование и пропаганда не спешат развенчивать этот миф. Предположительно, потому что просто не осознает проблемы. Они также не торопятся разрушить другие мифы. Например, «окно в Европу» и прочую чепуху, почерпнутую из од русских поэтов XVIII века. Нет, оды сами по себе прекрасны, а наши правители сделали много полезных дел. Великих дел. Просто сейчас, спустя двести лет, им не нужны фейковые лавры. Мы ведь на самом деле не считаем, например, Александра I и Наполеона наследниками римских цезарей. А именно так их преподносили современникам. Взять любую старую картинку, а там:

Стоп, то есть, получается, что нашу неделимую и бла-бла-бла историю искажали еще тогда? До большевиков, до новиопов? Как думаете, что производило на юношество начала XIX века большее впечатление: исторические факты современности или их сравнение с подвигами римских полководцев, проиллюстрированное прекрасными гравюрами? 

Как бы то ни было, формула «Наш император = благородный цезарь» не проработала долго. Буквально сразу же на нашего цезаря нашлись свои мартовские заговорщики. А спустя менее чем сто лет русские журналы размещали на обложках изображение Наполеона на фоне горящей Москвы как символ победы цивилизации над дикостью и хорошего государства над плохим. Воспитательная работа в системе образования Российской империи полностью провалилась. Полностью.

Задонать своей кибердиаспоре
И получи +14 баллов социального рейтинга!
Image link