Гидра «фасадизма» поднимает голову

Оригинальный материал был опубликован BBC 14 ноября 2019 года и проблема, о которой он повествует, является актуальной не только для стран Евросоюза, но и для России. Мы перевели оригинальный текст и дополнили его своим примечанием.

***

Многие из нас ошибочно полагают, что разного рода «надстройки» на исторические здания либо придумали у нас, либо «как всегда плохо реализовали, а изначальная задумка была хорошая». На самом же деле, т.н. «фасадизм» является архитектурно-строительным методом, применяющимся с начала 20го века, а первое упоминание самого термина датируется июлем 1985 года: в одном из выпусков NYT журналист Пол Голденберг раскритиковал строительство нового небоскрёба, который был «пристроен» к трём историческим зданиям, назвав этот метод «fasadism».

Один из самых известных примеров использования этого метода — торговый центр «Las Arenas» в Барселоне:

Но примеры бывают разные. Воронеж, ТЦ «Галерея Чижова» и дом купца Балашова:

Уфа, ТЦ «Галерея АРТ»:

Санкт-Петербург. Здание издательства и типографии Петербуржского отделения газеты «Правда». 1933:

Лиссабон:

Бухарест:

Как пишет «Стрелка»:

В условиях плотной застройки метод фасадизма может быть безболезненно интегрирован в городскую среду. Но здесь необходимо качественное проектное решение и ответственное отношение. Хорошая реализация предполагает сохранение исторических элементов здания и их дополнение современными инженерными сетями и более качественными строительными материалами. Стоит отметить, что подход к строительству фасадизма конфликтует с правилами «Международного совета по сохранению памятников и достопримечательных мест». Потому что очень часто подобная интеграция попросту вредит архитектурному памятнику.

Фасадизм можно критиковать по разным поводам: эстетическим, моральным, социальным, историческим. Подобная техника синергии старого и нового возлагает большую ответственность на проектировщика. К сожалению, не всем удаётся с этим справиться, что может привести к критическому настрою в обществе.

Лондонский блогер The Gentle Author посвятил свою деятельность запечатлению в фотографии меняющегося облика британской столицы, в частности, фотографированию проявлений такого феномена, как фасадизм. Под этим названием стала известна практика уничтожения старинных зданий, но не целиком. От них оставляют фасад, переднюю стену, а позади нее отстраивают современное здание.

Так назыемый «фасадизм» можно рассматривать как зло и как благо. Но чаще всего, в глазах общества, варианты совмещения старого и нового оказываются неуместными или просто некрасивыми.

Нельзя забывать, что для сохранения исторического наследия недостаточно просто сохранить вид одного исторического здания на конкретно взятой улице. Нужно брать в расчёт и общий исторический вид района, делая аккуратные вкропления «нового» и, конечно же, не забывать об ахритектурной доминанте в этом округе.

А теперь давайте перейдём к заметке BBC, которая вкратце рассказывает нам о реалиях фасадизма в Лондоне.

***

BBC сочла своим долгом, не будучи в силах остановить эту порочную практику, отдать долг памяти искалеченным зданиям и рассказать их историю, а заодно познакомить неравнодушных читателей с горделивой лондонской топонимикой.

Здание Национального провинциального банка на Треднидл-стрит

Это здание относится к британскому Первому Списку построек, представляющих архитектурную ценность, но даже это его не защитило. Оно было спроектировано Джоном Гибсоном и в 1863-м – 1865-м годах стало крупнейшим в Лондоне банковским зданием.

Фигуры, расположенные вдоль края крыши, символизируют регионы, где был представлен банк, а именно:

  • Манчестер
  • Бирмингем
  • Дувр
  • Ньюкасл
  • Лондон

Над сводчатыми окнами расположены восемь скульптур героев, аллегорично представляющих достижения людского рода:

  • искусство
  • торговлю
  • науку
  • промышленность
  • земледелие
  • навигацию
  • кораблестроение
  • горное дело

Первым зарегистрированным владельцем этого паба в 1805-м году стал некто Томас Ллойд. После закрытия паба в 1908-м здание стало частью ночлежки на Провиденс-роуд, а в 2006-м было переделано в студенческое общежитие Лондонской школы экономики.

Здание лондонского рынка фруктов и шерсти, Брашфилд-стрит, Спайтлфилдс

Это здание, спроектированное в 1927-м году архитектором Сидни Перксом, было передовым для своего времени торговым залом. В пасмурные дни его крыша имитировала солнечный свет в пасмурный день, полы устилал паркет, и вся постройка в целом отличалась тщательным исполнением деталей и элементов декора.

После того, как в 1991-м рынок фруктов и шерсти покинул Спайтлфилдс, в здании нашли приют офисы множества мелких местных предпринимателей. Новым владельцем стала международная юридическая корпорация.

465 Каледониан-роад, Айлингтон

Это прекрасное здание было построено в 1874-м году господами Маллеттом, Портером и Даудом для их совместного предприятия.

Первоначально, эта постройка должна быть переоснащена в общежитие для студентов Университетского колледжа Лондона, но Совет Айлингтона отменил передачу здания. Причиной стала недостаточная освещенность, что неудивительно, ведь окна нового здания расположены не на том же уровне, что на фасаде. Однако в дело вмешалась Инспекция по планированию, и решение Совета было отменено. В 2013 году проект перестройки здания даже получил Кубок Архитектурного Убожества от журнала Building Design.

Колледж-Ист, Тойнби Холл, Вентворт-стрит, Спайтлфилдс

Изначально бывший частью кампуса Тойнби Холл, этот дом 1885-го года постройки был спроектирован Элайджей Хулом. Здание было снесено, а за его фасадом в 1971-м выросло здание Аттли-хаус, которое, впрочем, тоже долго не простояло — в 2016-м году снесли и его. Теперь за фасадом старинного дома расположены апартаменты Гэтсби — многоквартирное жилье для коммерческих целей.

Бывшее здание Унитарианской церкви, Стэмфорд-стрит, Блэкфрайарс

Это здание было спроектировано в 1821-м году архитектором Чарльзом Паркером, автором проекта здания старейшего английского банка — Хоарс-банка на Стрэнде. Часовня была практически полностью снесена в 1960-м, от нее остались лишь портик и часть первого этажа, многие годы соседствовавшая с автомобильной парковкой.

Впрочем, даже один только этот дорический портик о шести колоннах был удостоен чести быть включенным в Список II зданий, представляющих британское архитектурное наследие. Его верх украшен трёхглифным фризом и фронтоном. Центральные ворота примечательны своим архитравом и железными створками.