Как выглядит Россия?

Как выглядит Россия?

Вышел Атомик харт и разделил народ. Русские снова раскололись. По наблюдениям автора, большинству игра просто нравится. 

В какую сторону указывает стрелка политического компаса разработчиков — уже другой вопрос. Игра за красных или против? Кажется, никто так и не понял. Зато поняли, что она совершенно точно про Россию. Да-да, не пугайтесь. Именно про нее. Такую, какой ее видят многие. Возможно, не вы? Ну что ж. О себе автор скромно умолчит. Сегодня речь о вас, дорогие читатели.

После полной статьи мы понаблюдали за спорами о том, насколько близок мир игры к нашей действительности. Это навело нас на мысль о том, какие же визуальные черты существуют в массовом представлении о России. Из каких маленьких картинок складывается большая? Одна ли она на все 140 наших миллионов?

Давайте попробуем, не проводя рисерчей, набросать общую картину того, как русские сами представляют свою страну. Именно визуально и никак иначе.

Итак, условно взгляды наших соотечественников можно разделить на четыре части. 

Русь — самое размытое понятие в нашей истории. Есть просто Русь, есть еще Древняя. Древняя — это и до петровских реформ, и до нашествия монголов. При этом Древнему миру у нас в школе посвящен отдельный учебник. Руси в нем нет, ибо там речь об Античности. 

Русь

Ладно, а как эти 950 лет от призыва Рюрика до модернизации выглядели? Какая к ним в умах прикручена эстетика? Давайте посмотрим. 9,5 веков. Сменялись архитектурные стили, на смену рукописи пришло книгопечатание, появился порох. Порох и древность — это что-то ретрофутуристическое. В Древней Руси был стимпанк? 

Самая большая эстетическая загвоздка состоит в том, что народное сознание к древности причисляет время, когда Средневековье перешло в Новое время. В XVII веке нечто новое сменило прежнюю русскую средневековую картинку. Сваливать в один ящик Владимиро-Суздальскую архитектуру и Московское барокко можно в общих рамках русской истории, но вот называть и то, и другое древним — сомнительное решение. А самое главное для нас: русские при Дмитрии Донском, Иване Грозном и Алексее Михайловиче строили, одевались, мастерили, писали и рисовали по-разному. 

Главная проблема обобщения под вывеской «Древняя Русь» в том, что мы теряем разнообразие. В основном это происходит за счет архаизации более новых времен. Иллюстратор одевает войско Алексея Михайловича в шлемы XV века, вместо архитектуры конкретного места и времени использует реконструкции новгородских особняков, которые видели вече.

Никого конкретно тут винить нельзя. Особенно массы. Специалисты сами не могут определиться с терминами про Русь. Легко встретить трех искусствоведов, из которых каждый вам объяснит по-своему.

Российская империя

С ней все гораздо лучше в плане точности. Мы много знаем об имперском периоде, потому что он прекрасно задокументирован. 

Тем не менее по части визуальной однородности и тут нет ясной картины. Галантный век разительно отличается от эпохи промышленной революции. Другой быт, развлечения. Другие книги, появившиеся газеты и журналы, а за ними — разговоры о правах женщин и социализме. 

Для подданного русского императора начала XX века XVIII век — это уже сеттинг для вымышленных историй. Он такой же далекий, как для нас «до революции». Его эстетизируют, у него заимствуют. Да даже из александровских времен заимствовали давно забытые вещи. 

Выходит, что «имперской эстетики» одной на три века тоже не существует.

СССР

Может быть, внешне человек из двадцатых годов не так разительно отличался от человека из шестидесятых и восьмидесятых, как купец-меценат «Прекрасной эпохи» от своего предка елизаветинских времен. Зато отличался дизайн. 

Наконец мы доходим до того, с чего начали. Советская эстетика? Нет-нет, постойте!

Собственно, что понимают под «советским»? Больше всего досталось советскому плакату. Конструктивизм, тридцатые, потом соцреализм, потом подражание американским коллегам. Все это советский плакат. Он родился при советской власти и в условиях, созданных ею. Ни о какой общей эстетике не может быть речи. 

То же наблюдаем в сфере архитектуры, живописи. Промышленный дизайн СССР следовал за мировыми трендами, а значит, повторял все их повороты. Мода — туда же. Пускай все это с отставанием, но менялось. Да, глобализация. В XX веке уже нельзя было отсидеться в своем уголочке и выглядеть не так, как все. По крайней мере, в Европе. Или как это назвать? Западный мир? Белый? Так, эту тему лучше даже не начинать.

…Сейчас

Новая Россия? Постсоветская Россия? В общем, Россия после 1991 года и всего, что вы уже прочитали (что в данном случае важнее). Конечно, страна не изменилась за одну ночь. Зато сейчас, сегодня уже можно говорить об эстетической дистанции между нами и Перестройкой. 

Девяностые и нулевые прошли у нас за обучением и попытками догнать иностранных дизайнеров (об архитектуре мы только мечтаем). Как-то незаметно мы оказались в той точке, где русский дизайн местами превзошел любой иностранный. 

С особенностями дело обстоит сложнее. Амбиции делать свое и отличаться просыпаются медленно. Для них должны сложиться объективные условия: экономика, навыки нового поколения дизайнеров. Дизайнеры нас радуют, а экономика то и дело подводит. Однако новый облик России постепенно складывается. С близкого расстояния пока трудно дать ему четкое определение. В рабочем порядке назовем наше время новым первородным хаосом. Один дизайнер работает, оглядываясь на Малевича и хрущевки, другой грезит империей в мраморе и золоте, а третий записывается на курсы древнерусской каллиграфии, потому что, по его убеждению, русская душа где-то там, в древности.

Итак. Если мы сейчас попросим вас нарисовать настоящую Россию, что вы изобразите? Хард мод: без Тропической Гипербореи. 

Мы начали с «четырех Россий», а закончить хотим тем, что хоть Россия у нас одна, но она бесконечно интереснее и разнообразнее, если не примыкать ни к одному из клубов любителей эпох. 

Задонать своей кибердиаспоре
И получи +14 баллов социального рейтинга!
Image link