Февральская революция: 100 лет спустя

Февральская революция: 100 лет спустя

Вторая часть

Третья часть

8 марта (23 февраля по ст. стилю) будет ровно 100 лет с начала события, которое коренным образом изменило русскую историю. В этот день, 23 февраля 1917 года в Петрограде начались рабочие беспорядки, переросшие в революцию. Эта революция смела существовавший  монархический строй, и привела к созданию республики. Что было потом, после февраля – это и стало поводом для одних благославлять его, другим – проклинать. Прежде чем начинать разговор о ХХ веке в России, стоит разобраться в этой судьбоносной точке, известной как февральская демократическая революция.

Теория революций.

Как известно, чтобы произошла революция, нужны революционеры. Чтобы в стране появились революционеры, нужна революционная идеология и проблемы, которые требуют перемен. Неважно о какой революции или попытке таковой идёт речь, о восстании ли декабристов, 1905 годе, февральской революции, корниловском мятеже или ГКЧП – всегда этот разговор неизбежно сопряжён с попыткой объяснить возникновение тех сил, и тех проблем, которые вызвали попытку их немедленного силового решения. Раньше, это всё объяснялось борьбой классов, техническим прогрессом и неизбежностью наступления коммунизма (в ленинском варианте). Теперь это объясняется чем угодно – от масонского заговора и либерального переворота до козней английской разведки. Хотя в истории, как всегда, всё сложнее классовой борьбы и масонских происков. В данном случае февраль стал порождением, как и Мировой Войны, так и российской модернизации, выдвинувшей на сцену русской истории новое общество.

Итак, как может стать понятным из цепочки революция-революционеры-идеология-проблемы общества, то революционеры стремятся к радикальному изменению общества, а идеология революционера – как некая панацея решения проблем общества, его изменения к лучшему. Революционеры могут быть одиночками и маргиналами, но если в стране происходит революция – то стоит задуматься над тем, что идеи социального переустройства были близки обществу. Это уже к вопросу об идеологии, которая формируется обществом, и революционеры становятся самыми радикальными и деятельными учениками общественной мысли, которые не только увлечённо спорят о теории в салонах, кружках и на страницах газет и журналов, но и пытаются воплотить её на практике. Общество же спорит о проектах социального переустройства не просто так, от скуки.

Попытки решить общественные проблемы предпринимаются обычно или властями, или мыслящей прослойкой общества. Раньше, все мыслящие люди были так или иначе встроены во властную систему средневекового общества. Епископ, пишущий трактат об ограничении власти короля – занимал кафедру, и управлял целым церковным округом, вольнодумцев-еретиков, которые были в «свободном полёте» тогда почти не встречалось. В эпоху Нового времени – их стало больше, и даже они смогли организовывать свои какие-то сообщества. Неважно – были ли они общиной квакеров или масонской ложей, факт того, что появилась прослойка не встроенных в государственную систему мыслящих людей, говорит о сильном развитии общества. Развитие общества идёт рука об руку с его переменой. На арену выходят новые слои общества, с их проблемами, и от властей требуется умение взаимодействия с этим вызовом общества. Тут-то и наступает возможность проявиться мыслящей прослойке. Она предлагает разные проекты переустройства общества, реформ и просто каких-то перемен, призванных сгладить противоречия.




Тут, при развитии общества, и появляются радикалы, которые не только готовы решить проблемы на практике, но и предлагают самый жёсткий и радикальный вариант таковых. И однажды они или поднимают восстание, которое увенчивается успехом, или на гребне волнений, политических смут и безпорядков берут власть и начинают воплощать свой проект переделки общества. Дальше уже начинается история взаимоотношений общества с новыми властителями и перемены под влиянием радикалов.

Россия – век XIX, вторая половина.

В данном случае, после отмены крепостного права, Россия вступила на широкую дорогу модернизации. Выходя из феодального абсолютизма в развитое общество, требовалось не только строить заводы, фабрики, железные дороги, но и создавать кадры для всего этого. Естественно промышленное развитие шло рука об руку с развитием общественным. Снятие тяжких цензурных ограничений эпохи Николая I привело к тому, что общество получило возможность высказываться на страницах печати. Радикальное изменение общественных отношений привело к увеличению мыслящих людей в обществе. Старые кружки и салонные споры теперь стали явлением массовым – в них втягивалось всё больше и больше людей. Вместо старых отношений мужик-барин или служивой этики, приходила новая – этика свободного человека. Пока она только-только зарождалась, ввиду преобладания сельского населения над городским, но процесс прогресса стал необратим. Имперские элиты были тоже заинтересованы в изменениях, но в верхах шла борьба между консерваторами, что не особенно приветствовали произошедшие изменения, с прогрессивными кругами. Ярким примером может быть консервативная оппозиция реформам князя Мещёрского на страницах его журнала «Гражданин» и реформаторские проекты министра внутренних дел, графа Валуева и шефа корпуса жандармов, графа Шувалова. Помимо этого – общество породило и радикалов, готовых ради осуществления тех или иных рецептов по улучшению общества применять крайние меры. Народники породили террористов – которые стали идейными кумирами тех, кто так или иначе жаждал реформ. Трагическое обстоятельство русской истории стало таково: образованный человек в Империи считал, что реформы необходимы – и самодержавие является тормозом № 1 на пути к «царству свободы», понимаемой в социалистическом ключе. Отсюда и идёт идея общинного социализма, которой вдохновлялись и славянофилы и народники и эсеры и пытались уже на практике осуществить большевики. При этом радикалы считали, что начать социалистические преобразования возможно после революции. Революция должна была смести старый строй и уже на обломках мира насилья можно было строить новый мир по рецептам Гегеля и Маркса. Террор народовольцев всё-таки нашёл свою главную мишень – 1 марта 1881 года на Екатерининском канале прогремело 2 взрыва, и второй из них унёс жизнь Императора Александра II. Его сын – Александр III, после разгрома террористов взял курс на «подмораживание» страны.

Тут стоит сказать пару слов о реформах, которых так чаяли все общественные круги. Реформа как таковая, нацелена на перемену – и если реформы проводятся в обществе, то они нацелены на его структурное изменение и результат такового будет лишь через большое количество лет. За 60е-70е, первый результат таких реформ уже был получен – Александру III досталось уже новое общество, которое, тем не менее нуждалось в преобразованиях, которые скорректировали бы противоречия Великих Реформ. Увы – если после подавления недовольства не следует реформ, то общество опять взрывается через определённый срок. Углубление технического прогресса не шло рука об руку с развитием общества, что и привело страну к 1905 году. С этим уже разбирался другой Император – Николай II. Он учёл ошибку отца и после успокоения последовали пусть и вынужденные, но реформы, которые уже меняли образ страны до неузнаваемости. Эпоха мирного прогресса оказалась последней в русской истории – в 1914 году началась война, приведшая к очередной революции – на сей раз, окончившейся победой революционеров над самодержавием.

Общество, несмотря на последовавшие за 1905 годом перемены – перестроиться не успело. Те, кто задавали тон в 1917 – были те же, что и в 1905. За время «подмораживания», радикальное настроение, и мысли о самодержавии, как о тормозе реформ № 1, успели стать не только достоянием радикалов – но и всего образованного общества. Другое дело, что 1905 год смог выделить умеренных и желающих сотрудничать на пути реформ – октябристов и часть кадетов, но война опять разделила их на умеренных и оппозиционеров, которые в 1915 году оформляют в Думе «Прогрессивный блок», ставший фактически центром старой борьбы с самодержавием. Реформы во время войны немыслимы – тем паче во время войны тотальной, где требуется мобилизация ВСЕГО общества и ВСЕХ ресурсов. Но общество было свято уверенно – войну с этим правительством не выиграешь, а оно, прогрессивное и либеральное, сможет закончить войну в Берлине… Вокруг этого и шла борьба, закончившаяся революцией.

Вот тут в самых общих чертах отражён тот путь, что проделала страна накануне революции. В стране были проблемы – изменения общества, которое переформатировалось из феодально-служивого в буржуазное, появилась широкая общественная мысль и реформаторские устремления и как следствие – радикалы. У этих радикалов оказалась своя идеология, ставшая достоянием всего общества, которое с ним и провело революцию.

 

Текст: Александр Томилин

Задонать своей кибердиаспоре
И получи +14 баллов социального рейтинга!
Image link