Что такое «фашвейв»?

Что такое «фашвейв»?

Около года назад по американским изданиям прошла волна статей об интересном феномене в современной электронной музыке. Такие издания как Mic,The Guardian и Vice пестрили яркими заголовками о неофашистах, адаптирующих жанры vaporwave и retrowave (далее вэйпорвэйв и ретровэйв) под свои коварные нужды.

LC перевёл самое вкусное. Встречайте:

Это фашвэйв: ретрофутуристическое суицидальное искусство альтрайтов

“Маниакальное произведение искусства создается медленно: мраморные бюсты греко-римских статуй, переливающиеся в неоновых огнях; немецкий политический и военный лидер Герман Геринг, лицо которого скрыто за глитчами; ретро-футуристические пейзажи, которые гораздо больше напоминают сцену из «Бегущего по лезвию», чем немецкий пропагандистский фильм “Триумф воли”.

Подобно остальным эстетическим стилям белых националистов на протяжении всей истории, начиная от фальшивой арийской мифологии Гитлера до присвоения панк-рока скинхедами в 1970-х, fashwave (далее фашвэйв) также был украден. Этот стиль представляет из себя расистского клона вэйпорвэйва, визуальную и музыкальную эстетику, рожденную в интернете в начале нашего десятилетия.

Вэйпорвэйв, как стиль, использует брошенные остатки интернет тематики прошлого, такие, как векторное искусство, пиксельные картинки, яркие неоновые и тропические пейзажи из заставок прошлых лет. Фашвэйв использует большую часть той же самой стилистики, в контрасте с использованием горящих городов на фоне, и наложенных на изображения свастик и чёрного солнца, — древних европейских символов, присвоенных себе нацистами.

Вэйпорвэйв возник из пепла раннего Интернета, объединив ностальгический стиль с отторжениями старых операционных систем.

Фиксация на ностальгии по вэйпорвэйву стала неким духовным освобождением от головокружительного темпа изменений, вызванных новыми продуктами, приложениями и практически повсеместным распространением смартфонов. Такой общественный дискомфорт был предсказан никем иным, как Карлом Марксом в «Коммунистическом манифесте», и многие считают, что впервые этот термин предложил именно он.

*дальше автор статьи обильно цитирует Маркса*

Вэйпорвэйв и фашвэйв заигрывают с пользователем на руинах современного потребления. И оба жанра заставляют нас задуматься о том, сколь многое мы уже потеряли.

Именно поэтому вэйпорвэйв идеально подходит для кражи правыми, точно так же, как правые десятилетиями воровали молодежную левую культуру, от Гитлера до хэви метала. В то время как Маркс предсказывал, что неудовлетворенность капитализмом приведет к революции против богатых, фашвэйв предполагает, что западная цивилизация уже пала, а единственный путь вперед — возвращение к белому превосходству (white supremacy – ориг.) и традиционалистской догме. Там, где вэйпорвэйв отражает кризис капитализма, фашвэйв видит абсолютный апокалипсис.

А далее идёт череда параграфов, обличающих жанр в плагиате, безвкусице и поверхностности. После чего выдвигается интересный тезис о том, что очень сомнительно, что античная цивилизация вообще была “«белой» в современном понимании”.

Кстати говоря, автор статьи, журналист и обозреватель правого экстремизма Jack Smith IV был с треском выгнан из журнала Mic за “предполагаемое жестокое обращение с женщинами”, подробно изложенное в статье журнала Иезавель (Jezabel). Там одна из дам, бывшая в отношениях с автором, сказала, что Смит “использовал тактику контроля и манипуляции” и отказывался заниматься с ней сексом всякий раз, когда та не красила глаза. А другая заметила, что ей страшно враждовать с человеком, который может “запросто отравить колодец”.

Кстати, Иезавель это ветхозаветная царица-идолопоклонница, которая отреклась от религии своего народа. Забыв истинного Бога, она устраивала пышные оргии во славу Ваала и Иштар — языческих богов, интерпретированных христианством как могучие воплощения тёмных сил. В общем, хорошее название для женского журнала. А вот что это за загадочная римская цифра в имени автора, выяснить так и не удалось. Но на фоне цитат из Маркса, так ностальгически трогательных для глаз русского человека, это наверняка что-то трудовое и совершенно не аристократическое. Может быть, даже рабочий разряд.

Если закрыть глаза на безумные исторические аналогии и цитирование Маркса, то от компетентной и состоятельной критики мало что останется. Казалось бы, кого можно всерьез задеть довольно безобидной музыкой, наложенной на картинки? Да ещё и в эпоху цифрового нигилизма и триумфа постмодерна. Откуда столько шума и из-за чего?

Интересный ответ на это предлагает колумнист Michael Hann в своей статье для The Guardian:

Совместимость фашвэйва с мейнстримом — это его потенциальная ядовитая черта. Это первый правый популярный жанр, который не звучит так, будто его слушатели и создатели решили полностью отдалиться от мира.

В начале 80-х жанр Oi!, звучавший голосом движения скинхедов в Британии, впоследствии приобрел круг почитателей и в США, где всплыла вторая волна расистского панка. Но этот жанр не смог предоставить мейнстриму ничего интересного, ни музыки, ни новых образов. Песни были скверными, грубыми и короткими, с лирикой, вколотившей в себя послания их туповатых лозунгов.

*автор цитирует куплет песни Keep Britain White группы British Standard*

В начале 90-х скандинавский блэк-метал тоже стал ассоциироваться с неонацизмом, и не только потому, что его первопроходцы, такие, как Varg Vikernes из Burzum, публично об этом заявляли, но и благодаря языческой тематике, стремлению к авторитарной власти, почтению к дохристианской мифологии, которые тесно связаны с крайне правыми представлениями о национальной идентичности. И блэк-метал остается мощной силой, потому что ему удалось создать что-то художественно новое, что-то, что по-прежнему привлекает слушателей, даже тех, кто осудил бы убеждения некоторых авторов жанра.

Между металлом, северной мифологией и фашизмом появилось связующее звено, и оно по-прежнему вызывает беспокойство у тех, кто интересуется первыми двумя темами, но не никак не третьей. На Фарерских островах этим летом я общался с менеджером викинг-метал группы, который изо всех сил убеждал меня, что они вовсе никакие не правые по своим политическим взглядам, даже еще прежде чем я смог сформулировать сам вопрос.

Чтобы быть автором или фанатом фашвэйва, вам не нужно брить голову и носить ботинки с 18-тью дырками для шнурков, подобно Oi! группам. Вам не нужны длинные волосы, куча кожаных вещей и устойчивость к бласт-биту, в отличие от блэк-метал музыкантов. Фашвэйв это музыка, которая нормализует фашизм, даже если до “классной” ей ещё далеко. Если он заиграет на вашем потоковом девайсе, вы просто услышите синтовый инструментал, но, возможно, с некоторыми странноватыми нотками. Почему бит звучит как марш сапогов? Вы поймете, что что-то не так, только когда проверите исполнителя и увидите название трэка: “Хммм, трэк называется Galactic Lebensraum, а исполнитель Cybernazi”.

‘Фашвэйв’: синт музыка, адаптированная силовому правлениюультраправыми

А вместо эпилога просто оставим здесь великолепный параграф из статьи на VICE, повествующей о фашистской угрозе из под пиксельных пальм и заставок Win95:

В любом звуке нет ничего по сути фашистского — всё в контексте. Но использование вэйпорвэйва и фашвэйва альтрайтами доказывает, что фашизм пережил поражение, но все же смог привить свою собственную культуру, хоть и потеряв всю политическую власть. В New Order, Kraftwerk и многих других прослеживалось непроходящее увлечение фашистской эстетикой. Меж тем, неонацистские субкультуры процветали в тени таких жанров, как индастриал, панк, метал и транс. Фашвэйв — это просто самое позднее звено в цепочке фашистских апроприаций, выходящих за рамки музыки. Нацистская свастика это, конечно, инверсия буддистского символа. Но в отличие от других жанров, фашвэйв приходит в то время, когда сам фашизм впервые с 30-х годов вздымается к мировой власти, а его музыка и визуальные эффекты могут казаться предчувствием будущего. Отражая ностальгию по 80-м годам и любовь к капитализму сквозь призму Трампа, фашвэйв рисует картину надвигающейся дистопии, которая с каждым днем становится все более вероятной.

Трампвэйв и фашвэйв это только последние тревожные примеры апроприации электронной музыки крайне правыми

Задонать своей кибердиаспоре
И получи +14 баллов социального рейтинга!
Image link