Карикатурных образов России и русских очень много. Иллюстра публикует рассказы о том, как русские рисуют сами себя. Сделаем очередное исключение. В прошлый раз у нас был шотландско-русский карикатурист, а сегодня дадим слово англичанам. Как они нас проиллюстрируют со своего далекого острова? С Карриками мы поняли, что подданные королевы могут оказаться среди нас. Но те подданные прожили в России не одно поколение. Сегодня — настоящие, не затуманенные реальным опытом впечатления.
Британский журнал «Панч» у нас известен меньше, чем того заслуживает. В ходе Первой мировой войны он был одним из главных поставщиков карикатурных образов в инфопространство. Посмотрим, какую роль в войне его художники и редакторы отвели России.
1914 год. Россия в составе Антанты вступила в войну с Германией. Наши союзники возлагали на эту схватку один на один большие надежды. «Панч» открывается изображением кайзера, глядящего на дорогу, вдоль которой стоят виселицы. Предполагается, что они ждут его солдат, офицеров, и метафорически его самого. Англичане надеются, что их противник не выдержит нападения на русских.
1915 — немцы уже маршируют по русским полям. Непохоже, что их развешали у границы, но карикатурист находит этому объяснение. Германия и Россия предстают в образах гладиаторов. Атакующий тяжеловооруженный мурмиллон — Германия. Легко одетый с трезубцем и сетью в руках — ретиарий. Тактикой боя ретиариев было отступление с целью заманить противника в зону охвата сети, и наконец, поразить его трезубцем.
Неплохая метафора для русской оборонительной войны, не так ли? Надо отметить, что здесь нет набивших оскомину гротескных образов. Оба государства представлены отстраненно, без ненависти или насмешки, и как равные противники.
1916, июнь — «The Tables Turned». Зверь и человек поменялись местами. Почувствовавший свою силу русский медведь расслабленно наблюдает за кайзером в вольере. Понятно, чью сторону автор занимает. Но все же, медведь это медведь, а немец — человек. Те же образы видим на карикатуре «The Brusiloff Hug». Орла в клетку помещать не стали.
1917, между февралем и октябрем. Февральская революция была встречена британским журналом неоднозначно. Принципиальных возражений не было. Но сначала война!
Отлично демонстрирует этот подход карикатура «Russia First», на которой Россия призывает революцию на время оставить свое дело и драться против общего (Британии и России) врага. Последнее было не призывом, а скорее констатацией, так как временное правительство объявило, что продолжит войну до победы.
Более откровенно изображение под двусмысленным названием «Against Tyranny». «Если я не могу сохранять веру в друзей свободы — достойна ли я быть свободной?» — будто бы спрашивает себя Россия одетая в доспех. Конечно, имеется в виду тирания немецких захватчиков, а какая же еще?
Автору этих строк вспоминается другая — русская карикатура «Преданная союзница». Что-то общее у них есть.
Вариант попроще, но с тем же равнодушием к свержению монархии. «Victory First»: диалог немецкого социалиста и русского мужика.
— Я протягиваю тебе руку, товарищ.
— Подними руки вверх, и может быть тогда поговорим.
1917, декабрь. Теория заговора или нет — скажем так, мало кто из современников сомневался в немецкой помощи красным.
На карикатуре большевик крайне неприятного и разбойного вида, снабженный немецким золотом, тянет Россию к кайзеру. Тот потирает руки и говорит: «Ну же, давай он тебя поцелует». Важно отметить, что Россия и большевик это два разных человека. Большевик — предатель и тянет страну к гибели.
1918, февраль. Большевики начали переговоры о мире, и отношение изменилось. 20 февраля, за 12 дней до подписания мирного договора между Германией и Советской Россией (3 марта 1918 г.), вышел номер «Панча» с крайне отрицательным образом России: «The Liberators». Знакомое название, не правда ли?
Два большевика «освободителя» стоят на руинах и ведут такой разговор:
— Дай-ка поглядеть: мы покончили с законом, экономическими договоренностями, армией и флотом. Что еще осталось упразднить?
— Как насчет войны?
— Отлично! И мир тоже. Долой и то и другое!
Здесь особенно нечего комментировать. Большевики это разрушители, войну они на самом деле прекращать не собираются, а России на картинке просто нет.
Стоит обратить внимание на трансформацию России из союзницы в дикаря разрушителя. «Панч» преподносит нам данный сюжет так, будто «она это сама». Россию не совсем захватили, а скорее обманули. Она будто бы изменила мнение и находится не в плену у врага, а сама превратилась в него.
И вот, уже видим большевика и кайзера как добрых друзей. Они стоят обнявшись. У большевика в руке флажок «Долой автократию!», в свою очередь, кайзер держит лозунг «Долой демократию!». «Панч» таким образом осуждает двойные стандарты. Очень достойная позиция достойного издания.
Бонус-трек. В самом начале войны мы видим кроме России еще образ ее правителя Николая II. Он целиком и полностью положительный. Царь то благородно призывает народ защитить Святую Русь, то находится перед зрителем, будто защищая его спиной от немца.