Шоу-бизнес, реклама и Дядя Ваня

Рекламировать с помощью знаменитостей придумали не вчера, и в России эта практика всегда была очень успешной. Например, жил такой Иван Владимирович Лебедев, также известный как Дядя Ваня. Дядя Ваня имеет отношение и к шоу-бизнесу, и к рекламе, и даже к инфографике, но начнем со спорта, который сделал его звездой.

Юрист по образованию — в студенческие годы он занимался гирями, разработал атлетическую программу для студентов и добился ее внедрения на официальном уровне, положив начало спортивному воспитанию в русских институтах. Его курс впервые стал массовым и внедрялся институционально, заменив студенческие кружки.

После выпуска Иван организовывал соревнования по греко-римской борьбе, провел первый в России чемпионат мира, работал тренером, создал собственную школу и издавал спортивный журнал «Геркулес».

Для своих воспитанников Дядя Ваня был не просто тренером — он занимался полноценным продюсированием, в чем тоже был новатором для России и для своей эпохи. Борцу под его характер подбиралась роль, которую тот отыгрывал, превращая бой в красочное шоу — при этом не ущерб спорту, боролись соперники по-настоящему. Подопечных Дяди Вани запоминали не только за количество побед и поражений, но еще и за имидж, который создавался намеренно. Спортсмены становились узнаваемыми персонажами, как актеры театра и кино, что было несомненно выгодно для рекламы состязаний. Сегодня, когда мы смотрим, как очередной боксер выходит на ринг под музыку (ах, да — это тоже идея Лебедева), обращается к публике, дурачится, или изображает крутого опасного парня, мы наслаждаемся зрелищем, которое без этого человека могло быть гораздо скучнее.

Разумеется, такое количество достижений принесло славу и самому Лебедеву. Журналисты писали, что в Москве есть три знаменитости: Царь-колокол, Царь-пушка и Дядя Ваня. Его лицо было везде: в газетах, книгах об атлетике, на плакатах. Он даже послужил моделью для иллюстраций к собственному руководству по самообороне и аресту, изображая жандарма, который обезвреживает преступника. Портрет Дяди Вани на афишах — в неизменном картузе — стал знаком качества и гарантией быстрой распродажи билетов.

Революция покончила с шоу и свободной прессой, в 1917 году журнал Лебедева был закрыт, но он сам продолжал заниматься физическим воспитанием, писал брошюры, читал лекции, только теперь и шоу и реклама были позади, потому что на новом небосводе засияла совсем другая звезда.