Что произойдет с религией, когда мы вступим в контакт с пришельцами?

Оригинальный текст «What Happens to Religion When We Find Aliens?».
Автор: Шеннон Стироне
Перевод: Ольга Московская

Когда Галилей впервые приложил глаз к холодному металлу своего телескопа, он понятия не имел о значимости миров, которые ему предстояло открыть. Четыре точки света вращались вокруг планеты Юпитер в божественном танце. Открытие четырех лун Юпитера означало, что небесные тела вращаются не только вокруг Земли. Подтвердилась теория о том, что Земля не является центром нашей Вселенной. Этот факт настолько встревожил христианскую церковь, что Галилей был подвергнут инквизиции и был вынужден провести остаток своей жизни под домашним арестом.

С 1610 года, когда Галилей впервые увидел четыре луны, прошло больше четырех веков, и наше понимание космоса кардинально отличается от того, что было в те времена. На сегодняшний день с помощью космического аппарата НАСА «Кеплер» было обнаружено около 4000 планет, вращающихся вокруг других звезд. После 60 лет изучения снимков (в том числе и с близкого расстояния), сделанных несколькими космическими аппаратами, мы знаем, что в Солнечной системе есть вода. А там, где есть вода, может быть и жизнь.

Легко представить, что открытие жизни на других планетах может вызвать бурю негодования среди верующих людей. Бог ли сотворил ее? Что если в основе живых организмов лежит не углерод, как у нас? Что это будет значить?

«Идея о том, что мы главные во Вселенной, и все вращается вокруг нас, сформировала определенную позицию в монотеистических религиях», — говорит доктор Ричард Моу, евангельский христианин и богослов в семинарии Фуллера в Пасадене, Калифорния. Моу — один из трех религиозных лидеров, с которыми я общался для написания этой статьи.

«Идея жизни в других вселенных или на других планетах была бы просто подтверждением того, во что христиане и евреи всегда верили», — говорит Моу, утверждая, что паника по поводу внеземной жизни необоснованна. «Он (Бог) создал галактики и все остальное — ничто из этого не должно шокировать нас. Я думаю, это расширит наше понимание Божьей Вселенной».

Космический плюрализм — вера в то, что галактики, планеты, спутники и даже солнце могут содержать жизнь — является многовековой философской Верой, которая появилась в исламе в средневековую эпоху. Система верований актуальна и в современном исламе. «Я лично не вижу никаких проблем в том, что существует жизнь в других мирах», — говорит доктор Музаммиль Сиддики, Имам и директор Исламского общества округа Ориндж. «В Исламе существует вера в то, что Аллах создал всю Вселенную и позаботился обо всем, о каждом существе, которое может существовать».

Раввин Эллиот Дорф, профессор философии Американского Еврейского университета, говорит, что иудаизм также поддерживает эту концепцию. «Любовь и Вера в Бога должны стать еще больше, учитывая то, что мы сейчас находим новые планеты, не говоря уже о новых галактиках», — говорит он. «Если на одной из этих планет будет жизнь, это подтвердит участие Бога в создании Вселенной».

Священные писания ислама, иудаизма и христианства говорят о начале нашей планеты следующее: Бог сотворил небеса и землю за шесть дней. И хотя эта интерпретация варьируется в зависимости от веры, все три ученых, с которыми я общался, считают, что эта временная шкала является метафорой. Это не человеческие дни, которые длятся 24 часа, а божественные дни, которые могут варьироваться от 1000 человеческих дней до тысячелетий. Не буквальная интерпретация текстов дает простор для расширения Вселенной, рождения и смерти звезд, планетарного формирования и эволюции на Земле; она также дает возможность жизни существовать на другом планетарном теле.

Однако разумная жизнь может представлять собой совсем другую проблему.

«Я думаю, что идея разумной жизни является реальной проблемой, потому что мы считаем себя падшими людьми», — говорит Моу. «Иисус пришел, чтобы спасти людей, но как насчет существ на других планетах?».

Доктор Сиддики считает, что с точки зрения ислама нет никаких противоречий в существовании разумной жизни где-либо еще во Вселенной, за исключением человеческой формы. «Люди на Земле, и Аллах создал людей для Земли», — говорит он. «Таким образом, никто не верит, что на других планетах есть люди, но там вполне могут быть другие существа или бактериальная жизнь. В Коране говорится, что люди созданы такими, какими мы являемся сейчас, и созданы исключительно для Земли. По этой причине многие мусульмане не принимают эволюцию. Разумная жизнь, в целом, вполне может существовать с точки зрения Ислама».

Рабби Эллиот утверждает, что если с нами кода-либо выйдут на связь представители других планет, это расширит наше понимание Божьей Вселенной. «Мы должны думать о том, как готовить верующих людей к очень возможной вероятности, что мы обнаружим жизнь».

Когда 84 процента населения Земли верит в Бога и придерживается религиозных убеждений, важно предвидеть, как может выглядеть реакция людей на внеземную жизнь. NASA отнеслись к этому вопросу серьезно. В 2016 году агентство предоставило миллионный грант центру богословских исследований в Принстоне, штат Нью-Джерси. Нескольким богословам предложили представить, как поиск жизни может повлиять на то как большинство верующих, особенно христиан, будут думать о Боге. Объявление гранта вызвало споры. Критики опасались, что NASA встанет на сторону христианских убеждений и не будет принимать во внимание взгляды других конфессий. NASA и Центр богословских расследований не ответили на мои просьбы об предоставлении актуальной информации.

«Наука и религия — это две стороны, которые должны общаться между собой», — говорит доктор Моу. «Необходимо духовное, богословское и научное образование религиозных общин. В противном случае в нашем сообществе неизбежно появятся люди, которые будут либо громко отрицать факты, либо будут чувствовать, что их вера находится под серьезной угрозой. Обе реакции ошибочны».

Писания трех основных религий содержат информацию, поддерживающую возможное обнаружение жизни, разумной или нет. Может быть, светскому миру придется выдержать даже больше противоречий, в случае, если когда-либо будут обнаружены доказательства жизни. Или, возможно, такое открытие ответит на некоторые из самых больших вопросов человечества. Ведь кто из нас не задавался вопросом, одиноки ли мы во Вселенной?

Карл Саган однажды сказал, что наука не только совместима с духовностью, но и является глубоким источником духовности. Несмотря на то, что ответы остаются неизвестными, доктор Моу соглашается с Саганом в том, что наука и вера разделяют многие взгляды. «Мы не должны критиковать последователей Карла Сагана», — говорит он. «Вместо этого мы должны радоваться тому факту, что даже если мы не согласны с конечной природой реальности, мы разделяем это глубокое чувство тайны и трепета перед космосом, в котором мы находимся».