1944 (рецензия)

1944 (рецензия)

Весна – это пора пробуждения, цветения, возрождения мира после зимы. Сакральный образ победы всего тёплого и доброго над холодной зимой. В центральную Россию весна приходит к середине апреля и быстрыми темпами переходит к началу мая в знойное лето. К этому времени начинаются каскады праздников, доставшихся нам в наследство от СССР. И вот, каждый год российский маркетолог хочет накормить российского же обывателя очередной плаксивой историей про войну, да и как иначе, ведь это продаётся? В этом году 70 лет с окончания той войны, а следственно кинокартин в отечественных кинотеатрах в достатке. Но как-то это всё приелось. Каждый год нам дарят очередную военную драму, которая нам, как маленьким детям, должна пояснить кто плохой, а кто хороший, что война – это плохо (кроме случаев, когда партия сказала «Надо!»), а мотивированные люди есть всегда. Нам поведают о том, что главный герой, которого ни пули, ни гранаты не берут, вышел из простого колхоза, желательно сожжённого немцами, ну или на худой конец из простой рабочей семьи. К этому всему прилепят драму, слабую мотивацию, диаметрально противоположных второстепенных героев, парочку тупых командиров и старика, всё знающего и всё помнящего, да советскую власть хвалящего. Всё! Заказ правительства выполнен, фильм патриотизм прививает, чувства ветеранов не оскорбляет. Успех, фанфары, увидимся через год. Знаете…надоело! Хочется фильм про войну, а не про инкубатор «героев от сохи». Поскольку кинематограф российский подобного дать не может, то приходится обращаться к иностранному. Но и тут загвоздка. Смотреть на то, как один американский танк раскатывает в хлам панцер-гренадёрскую дивизию SS мне тоже не особо хочется. В казалось бы, патовой ситуации я и обнаружил этот фильм, с почти смехотворным бюджетом в 2 000 000 евро и с абсолютно беспристрастным названием – «1944».

1944 7

Сразу скажу: фильм стоит того чтобы его посмотрели. Более того, я не вижу ни одной альтернативы ему на данный момент. Если вы не готовы так сразу смотреть его (и я вас прекрасно понимаю), то мне придётся сорвать интригу и раскрыть некоторые карты, однако, даже в этом случае фильм достоин просмотра.

1944 2

Картина начинается с исторической справки про аннексию Эстонии и призыве эстонцев как в РККА, так и в Вермахт. Повествование же самого фильма начинается летом 1944 года на одном из участков рубежа Танненберг, который обороняют гренадёры 20 эстонской дивизии Waffen-SS, во время т.н. Битвы европейских СС. Здесь, в окопах, какие-то совсем ремарковские юноши обороняют вверенный им рубеж. У них на уме разные мысли. Кто-то просыпается в холодном поту, вспоминая, как родителей арестовывало НКВД, кто-то думает о независимой Эстонии, в которой они совсем недавно жили, а кто-то думает об эстонцах, что покинули ЭССР в 1941 году, уходя чтобы вернуться. Перед ними вопрос: будут ли они стрелять в эстонцев. Этот вопрос режиссёр Эльмо Нюганен поднимает не в первый раз. Тринадцать лет назад, в картине «Имена в граните», посвящённой Освободительной войне в Эстонии, он уже задаёт вопрос «А ты за какую Эстонию, за нашу или за свою?». Уже через несколько минут фильма становится понятно: фильм не про войну мировую, он про войну гражданскую. Перед окончательный укоренением этого мнения нам ещё подарят несколько интересных образов: датских легионеров в соседнем с эстонцами окопе, типичного представителя типичного же марионеточного правительства, которое три года лишь доказывало свою принадлежность к арийской расе, крестьян с мещанским сознанием, служащих в народной милиции, крестьянина-беженца, с полной телегой домашнего скарба и крестьян же, накормивших как эсэсовцев, так и советских солдат особо даже не различая их. И вот, ушедшие со своих позиций эстонцы, окапываются около перекрёстка и решают тут устроить свой последний рубеж обороны. Им был дан приказ эвакуироваться, чтобы оборонять Германию, но они решили остаться здесь, умереть на своей земле. Последний ужин, последние шутки про войну, как отголоски ещё недавней мирной жизни. И вот конец идиллии в поле: прямо на них движется советская колонна. Приказ открыть огонь. Перестрелка. Командир сидевших в засаде даёт приказ к отходу по-эстонски и…командир советский отдаёт приказ не стрелять, тоже по-эстонски. Вот он, тот момент, которого они боялись. Эстонцы стреляют в эстонцев…бывшие гренадёры уходят в леса, теперь их нам не покажут, но нам покажут другую сторону – советскую.

1944 3

Более, я думаю, рассказывать нет смысла, иначе интерес совсем потеряется. Скажу лишь то, что фильм, снятый не на зелёном экране, а в реальных условиях уже интересен. Более того, тут нет того, в чём я упрекал «Батальонъ» – кучи клише. Нет, они тут встречаются, но тут всё сделано интереснее. Чтобы фильм прочувствовали его нужно сделать более близким к жизни. Поэтому показывают тут разных героев, которые говорят нам, что нельзя судить предвзято. Не все эстонцы тут хорошие и не все советы плохие. Даже наоборот, после фильма не остаётся желание как-то выбирать. Ещё отдельно хотел бы заметить то, что здесь невероятно добротно сделаны батальные сцены. Тут нет снарядов, падающих с точностью до метра в окоп, тут демонстрируется вполне достоверная схема штурма укреплений и их обороны.

1944 4

А вообще этот фильм про людей, про их мысли и побуждения. Это фильм про маленькую страну, разделённую величайшей в истории войной, и про тяжёлый выбор, который пришлось делать не только эстонцам, но и народам всей Европы. Оба главных героя руководствуются одной целью, но оба платятся за выбор стороны. Они руководствуются единым принципом: «Eesti eest!»,  который видят в разных сторонах одной войны, для кого-то мировой, а для кого-то гражданской. Но люди тут не обязательно носят форму. Это и крестьяне, которых жаль даже красноармейцу, это и горожане, вспоминающие времена независимости, это и дети, принуждённые служить на аэродроме. Это судьбы людей и их сакральные деяния, как, например, сакральный ритуал возвращения домой, который демонстрируется дважды. Тут есть и довольно милая, довольно привычная, но как никогда нужная любовная линия, единственная в этой картине, что никак не портит ткань повествования, в отличие от творений отечественных креаклов, больше походящих на мелодраму, нежели на фильм про величайшую войну в истории. Темы долга и «другого времени», которое наступило как-то совсем незаметно, пронизывают канву фильма, скрепляя его, создавая цельное полотно, которое, разумеется, не является шедевром высокого искусства, но показывает другую войну, немного фатальную, но более реальную что ли.

1944 6

В РФ подобного, к сожалению, снять не могут, хотя такой же фильм можно снять и про Россию, но нет, «Русские были только с одной стороны! С другой – предатели!» Как глупо спустя семьдесят лет делить людей по выбору, сделанному ради Родины. Наверное, из-за того, что фильм поднимает неудобные вопросы, его и не показывали в РФ. В смысле – вообще не показывали, не было ни премьеры, ни русского дубляжа, но фильм есть, и я настоятельно рекомендую его увидеть.

Василий Муравьёв

 1944 5

Задонать своей кибердиаспоре
И получи +14 баллов социального рейтинга!
Image link