В наши дни всё чаще и чаще можно встретить проявления «постмодернизма», в лице чемодана на Красной Площади (самое безобидное) до «панк-молебнов». Причины такого разгула постмодерна в России является утрата национальной идентичности в духовной жизни сограждан. Поэтому в связи с этим, представляется актуальным вновь обратиться к эпохе «национального стиля» в русском искусстве рубежа XIX – ХХ веков. Стиль возник при Александре III, получил при нём своё развитие и продолжал жить в Белых тылах и эмиграции. Данная работа посвящённая описанию его развития до 1894 года, преследует цель показать его возникновение и развитие, в рамках влияния на него Императора и членов Императорской Фамилии в период 1881-1894.
Александр III вступил на прародительский престол в связи с трагической гибелью своего Августейшего родителя. Причины его смерти, гибель от рук террористов-народовольцев, оказали сильное влияние на личность монарха, и укрепили настроения консервативно настроенной части высшей бюрократии и двора, которые выражались в следующем: продолжение либеральных реформ и ориентация на Запад будет губительна для целостности и спокойствия Отечества. С этим связан ряд жёстких консервативных мер внутреннего самоуправления принятых в первые годы царствования Александра III. И дабы противостоять в этих условиях революционной идеологии, довольно влиятельным и популярным в образованном русском обществе, «сверху» начинается идеология «историзма».
Будучи естественным продолжением Уваровской триады «Православие, Самодержавие, Народность», это направление было призвано подчеркнуть и донести до верноподданного основные постулаты имперского мифа о России, как преемницы Византии, и культурное возрождение допетровского стиля прозванного «псевдорусским» или «неорусским».[1] Параллельно подобные процессы наблюдаются и в мировом искусстве как неоготика в Англии или необарокко в Германии, связанные с «ренессансом» национальных традиций в искусстве Европы. Поэтому появление, названного И.С.Глазуновым, «Русского ренессанса» было исторически обусловлено и подготовлено вышеописанными причинами.
Будучи убеждённым славянофилом, Император лично проводил в жизнь «неорусский» стиль. Яркими примерами такового являются здания Исторического музея, картинные собрания Русского Музея, Третьяковской Галереи, Храма Спаса – на крови в Санкт-Петербурге, Храм Христа Спасителя в Москве и Владимирский Собор в Киеве, являющимися наиболее тенденциозными представителями этой эпохи. Поворот верховной власти от «византийского» к «русскому» стилю в архитектуре и к покровительству «национальным» мотивам в искусстве зависел от изменения характера этой власти. Новый этап эволюции «русского стиля» начался с воцарением императора Александра III, придавшего ему «государственный» статус при создании нового облика Российской державы. Опора на традиции отечественной культуры, развитие экономики, реформирование армии, повышение роли Православной церкви, обращение не «вовне», а к своим собственным корням и истокам, – эти идеи неизбежно вели к преобразованиям архитектуры и искусства. Александр III утверждал принцип допетровского самодержавия, образца эпохи первых Романовых. Поэтому для архитектуры характерна ориентация на деревянное зодчество XVII века, а в живописи утверждается историческая тематика. Так его личные мировоззренческие установки сказали всё влияние на «неорусский» стиль и его применение.
Национализм был неотъемлемой частью политических воззрений Государя, однако фраза «Россия для русских и по-русски» имела в виду не шовинизм, а требование развития русских капиталов, ввиду засилья англо-германского капитала в развивающейся русской индустрии. Тогдашнее понятие «Русский» означало «Православный», в официальной документации, или человек с восточнославянским происхождением. Ввиду сепаратизма и подъёма национализма на национальных окраинах Империи, русификаторская политика «монументальной пропагандой» проводится методом Православного крещения данных областей. Строительство грандиозных храмов и памятников в Гельсингфорсе, Варшаве, Вильно, а также заграницей – Ницца, Париж, Дармштадт, София, Белград, было призвано подчеркнуть русское присутствие в этих регионах, хотя в Германии это было подчёркивание родственных связей, во Франции – знаком союза, на окраинах – русского владычества. И в храмах начинают воплощаться самые разные области искусства, объединённые Христом, и служению Ему. Живопись, архитектура, музыка, декоративно-прикладное искусство, скульптура, вот приблизительный перечень этого. Начнём с самого здания, то бишь, с архитектуры.
Александр III был лично вдохновителем новых идей и форм храмовой архитектуры, её «Византийского» стиля. Мы уже писали выше о его личной глубокой религиозности и сугубо религиозной специфике российского национализма в деле великодержавного строительства и личности Александра III, поэтому можно уже непосредственно переходить к храмовой архитектуре и её «Византийском» и «Неорусскому» стилям. Александр III был личным вдохновителем новых построек и их проектов. Воплощать же их в жизнь приходилось архитектору Н.В.Султанову. «Византийский» стиль, появившийся при Александре II, начинает потихоньку вытесняться «неорусским», апологетом которого выступал Султанов. Обширная деятельность зодчего и его коллег опиралась на законодательную и экономическую поддержку государства. «Общество и государство должны придти на помощь русскому искусству», – призывал он. Для успешного введения «неорусского» стиля необходимы были научные исследования, призванные создать базу для технического применения его, и идеологического обоснования. Выдающееся значение в организации исследований, составлении научных программ и трудов имели С.Г.Строганов, А.С.Уварова, П.С.Уварова, А.А.Бобринский, С.Д.Шереметев, Н.В.Калачев, А.А.Половцев, вел.кн. Сергей Александровича, Константин Константинович, Николай Михайлович и другие меценаты, а в развитии науки – государственное финансирование научных и реставрационных программ. Государственная власть в значительной мере определяла и направленность реставрационных «программ». Важнейшей, считалась программа реставрации и «возобновления» первых и самых важных православных святынь в Херсонесе, Киеве, Новгороде Великом, Владимире, Москве. Другая «программа» заключалась в реставрации архитектурных произведений, связанных с историей династии Романовых, сосредоточенных преимущественно в Москве. Особое развитие эта «программа» получила в период царствования Александра III, и почти все его реставрационные инициативы выполнялись Н.В.Султановым. Заказчиками Неорусского стиля были сначала Великие князья, Павел, Сергей и Владимир Александровичи, братья Александра III. Но Сам Государь, как мы уже писали выше, распространял его на всю Империю: «Не должно ограничивать свои заботы одним Петербургом, что гораздо более следует заботиться обо всей России: распространение искусства есть дело государственной важности» Поэтому он осуществлял заказы круга лиц, близких императору. Также за царствование Императора Александра III было построено 5000 церквей, и Султанов осуществил ряд своих проектов именно через храмовую архитектуру, главным заказчиком которой выступала Троице-Сергиева Лавра. Итак, плавное перерастание «Византийского» стиля в «неорусский» по инициативе Императора и усилиями Султанова, по заказу, исходившему от элиты и Православного духовенства, распространявшегося на всю Россию, помогло первому врастанию национального стиля в российское сознание.
В это время храмовая живопись переживает, пожалуй, свой расцвет в романовскую эпоху, под влиянием вышеописанных тенденций. Храмы немыслимы без фресок, мозаики, икон, призванных служить молитвенным образом для прихожан, помогая пребывать в состоянии Богообщения. Поэтому храмы порождают спрос на живопись. Наиболее ярким примером могут служить росписи Храма Христа Спасителя и Владимирского Собора.
Храм Христа Спасителя был освящён во время Священного Коронования Александра III, и хотя был порождением эпохи предыдущего царствования, он в полной мере воплощал идеалы и формы нового царствования. Уже упомянутая Православная основа неорусского стиля, как нельзя лучше находила своё воплощение в росписи Храма. Лично Александр руководства работами не вёл, и поэтому он увидел результат. Идеальный сплав Русско-византийского стиля в архитектуре и убранстве, то есть живое воплощение его мыслей. Скульптурное и живописное убранство Храма Христа Спасителя представляло собой редкое единство, выражающее все милости Господни, ниспосланные по молитвам праведников на русское царство в течение девяти веков, а также те пути и средства, которые Господь избрал для спасения людей, начиная от сотворения мира и грехопадения до искупления рода человеческого Спасителем. Поэтому на всех стенах Храма были помещены фигуры святых заступников и молитвенников за Русскую землю, тех отечественных деятелей, кто потрудился для утверждения и распространения веры православной, а также князей русских, положивших свои жизни за свободу и целостность России. Храм являлся живой летописью борьбы русского народа с завоевателем Наполеоном, и имена доблестных героев, через которых Бог явил спасение народу русскому, были начертаны на мраморных досках, расположенных в нижней галерее Храма. Храм Христа Спасителя был создан всей Россией и стал зримым воплощением ее Славы, ее Веры и Величия, свидетелем многих исторических событий. 13 декабря 1880 года новому Храму присвоено наименование Кафедрального во имя Христа Спасителя Собора, утвержден штат духовенства и причта. 26 мая 1883 года, в День Вознесения Господня, состоялось Торжественное освящение Храма, совпавшее с Днем Священного коронования на Всероссийский Престол Императора Александра III. 12 июня того же года совершилось освящение придела во имя св. Николая Чудотворца, а 8 июля был освящен и второй придел Храма – во имя св. Александра Невского. С этого времени в Храме начались регулярные Богослужения.
Но Александр начал осуществлять свои проекты, в лице Спаса-на-Крови и Владимирского Собора в Киеве. Мы уже рассмотрели архитектурные тенденции, теперь коснёмся уже александровской храмовой росписи и мозаики. Архитектурное воплощение Владимировского собора решённое в Византийском стиле было сделано ещё при Александре II, но росписью занялись при его сыне. Возник вопрос о внутреннем оформлении собора, его росписях и интерьерах. Член Киевского церковно-археологического общества и профессор Киевской духовной академии Иван Малышевский выразил мнение, что внутренний вид собора должен стилистически и канонически соответствовать храмам эпохи, во время которой жил князь Владимир. Сначала киевские духовные иерархи хотели просто расписать собор, но прельщённые идеей Прахова воссоздать в храме нечто подобное древним фрескам Византии, решили пригласить известных художников. В.М.Васнецов принял предложение Прахова и выехал в Киев расписывать Собор. Также Собор расписывали М.В.Нестеров, П.А Сведомский, В.Котабрингский. Стены храма украшают огромные композиции на библейские темы, которые, взятые воедино, представляют посетителям историю русской церкви. Здесь можно лицезреть фигуры русских святых, мучеников, святителей, князей и святых жен. Удивителен тот факт, что авторы настенных росписей трактуют мученичество и подвижничество, как долг каждого человека перед Богом. Примечательно и то, что на стенах храма изображены не только лики святых, но и исторические сюжеты, как то “Крещение князя Владимира” и “Крещение киевлян”, а также портреты исторических личностей: Александра Невского, Андрея Боголюбского, княгини Ольги.
Первым, кто предложил свои эскизы для оформления Владимирского собора в Киеве стал М.А. Врубель. К сожалению, его видение внутреннего декора храма было отвергнуто, но художнику все-таки удалось оставить свой след, он работал над отдельными орнаментами, а также расписал правый неф собора.
Главная роль в декоре храма принадлежит В.М.Васнецову. Прежде чем приступить к работе, художник подписал контракт, который обязал его и его помощников добросовестно выполнить поставленную задачу в течение двух лет со дня подписания этого договора. Однако, на весь объем работ ушло около 11 лет. Васнецов был воодушевлен своей миссией, он твердо верил в успешный исход работы, ведь все делалось на благо людей и Господа Бога. Художник и так не отличался отменным здоровьем, еще к тому же собор не отапливался, и работать приходилось в холоде, поэтому он часто болел. Кроме того, Васнецов несколько раз срывался с лесов, но ни болезни, ни травмы не остановили его. Кисти В.М. Васнецова принадлежат 15 композиций и 30 отдельных фигур. За весь период работы он расписал более 2 тысяч квадратных метров.
Главным детищем В.М.Васнецова стало изображение Богоматери с Младенцем в центральной части алтаря. Когда посетитель заходит во Владимировский собор в Киеве, то в глаза сразу же бросается образ Божьей Матери, освещенный теплыми лучами. Искусствоведы недаром назвали этот образ “Васнецовской Божьей Матерью”, ведь художник по-своему трактовал привычный для многих сюжет, наделив Марию человеческими чертами. Однако вместе с тем, он сумел передать великую божественность и святость лика. По словам самого В.М. Васнецова, его главной задачей было гармонично соединить в образе Царицы Небесной божественное начало и человеческие добродетели. Существует такая легенда, что когда однажды утром Васнецов вместе с Праховым вошли в храм, то на стене были отчетливо видны очертания образа Божьей Матери с младенцем. Художник стремглав бросился обводить красками этот образ. Таким образом, из-под кисти В.М.Васнецова вышли следующие композиции: Таинство Евхаристии, Собор Святителей Русской и Вселенской Церквей, Святые пророки, Бог-Слово, Бог-Отец и Бог-Сын, Христос-Спаситель, Страшный Суд, Блаженство Рая, Грехопадение. По завершении всех работ В.М.Васнецов сказал свою знаменитую фразу: “Я поставил свечку Богу”.
Кроме Васнецова в росписи стен собора принимал участие и Н.В. Нестеров, который выполнил образы святых Кирилла и Мефодия, князей Бориса и Глеба, великой княгини Ольги, великомученицы Варвары, святых Константина и Елены, работал над такими композициями, как Рождество Христово, Богоявление, Воскресение Христово, занимался написанием икон четырех иконостасов верхних и нижних приделов собора. Над созданием настенных росписей также трудились художники иконописной мастерской А.И. Мурашко и выпускники Киевской рисовальной школы С. Костенко и Н. Пимоненко. Композиции Тайная вечеря, Христос перед Пилатом, Распятие, образы древнерусских князей Андрея Боголюбского и Игоря Святославича принадлежат кисти художников П.А. Сведомского и В.А. Котарбиньского. Все, работавшие над оформлением собора худодники, по окончании всех работ были награждены золотыми медалями, сделанными по эскизам А.В. Прахова. Торжественная церемония освящения Владимирского собора в Киеве состоялась 20 августа 1896 года. Руководил обрядом Высокопреосвященный митрополит Иоанникий, своим присутствием празднество почтили император Николай с супругой Александрой Федоровной. В основном эта эпоха – эпоха промежутка между «золотым» и «серебряным» веком русской литературы. Толстой уже отошёл от творчества и занимался проповедью своего учения, многие литераторы (Лесков, Майков, Полонский) уже были стары и доживали последние дни, или умерли (Тургенев, Апухтин) А новые – Чехов, Мережковский, Бальмонт, ещё не стали так известны и ещё формировались как литераторы. Но на это время пришелся расцвет творчества известного писателя М.Н.Данилевского, популярен в литературе В.Н.Соловьёв и Розанов.
Итак, после столь краткого обзора русского искусства в эпоху Государя Миротворца и приблизительной попытки рассмотреть его роль в этом процессе, мы можем сказать следующее: возрождение национальных традиций в российском искусстве было исторически обусловленным явлением, как в геополитике, так и ввиду внутриполитических причин – усиление консервативного курса, начало возрождения национального самосознания. Результаты оказались такими, что стиль успел пустить глубокие корни в русской патриотической традиции и продержался вплоть до последних представителей эмиграции, несмотря на наступившую эпоху постмодерна и декаданса. Участие Государя в его реализации было на уровне вдохновителя и заказчика, но и этого хватило для мощного толчка развития стиля, который, безусловно, сыграл важную роль в формировании образа Самодержавной власти в глазах общества, утверждения русского самобытного творчества в мировом искусстве, развитию отечественной исторической науки. Следовательно, русский стиль, возникший по почину и с помощью Александра III оказало решающее влияние на развитие культурного облика России и её развития на рубеже столетий.
Список источников и литературы.
-
Бахревский В.С. «Виктор Васнецов» М.:Молодая Гвардия, серия ЖЗЛ, 1989.
-
Боханов А.Н. «Александр III» М.: Русское слово, 1998.
-
Гусакова В.О «Церковная живопись конца XIX – начала XX вв. Виктор Васнецов и его последователи» Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat http://www.dissercat.com/
-
Исаева М.В. «Русская религиозная философия и религиозное искусство конца XIX – начала XX века» София: Рукописный журнал Общества ревнителей русской философии. Выпуск 6, 2003 г.
-
Миллер А. «Империя Романовых и национализм» М.: Новое литературное обозрение, 2006.
-
Ольденбург С.С. «Царствование Императора Николая II» Белград.: Общество распространения Русской национальной и патриотической литературы, 1939.
-
Савельев Ю.Р. «Искусство «историзма» в системе государственного заказа второй половины XIX — начала ХХ века (на примере византийского и русского стилей)» С.П.-б., 2006.
-
Федорец А.И. «Третьяков П.И.» М.: Вече, 2011.
-
Великие музеи №1 «Третьяковская галерея» М.: Комсомольская Правда, 2013.
-
Великие музеи №19 «Русский музей» М.: Комсомольская Правда, 2012.