Мы русские, God Bless

Мы русские, God Bless

2023 — это лучший год, чтобы писать о том, как Россия неразрывно связана с Западом и о наших теснейших связях с американским народом. На фоне всего, что происходит, наши связи через настоящую, не фасадную культуру становятся еще более выпуклыми. 

Если вы просто читаете наш канал и журнал, то, возможно, не осведомлены о сложном лоре Local Crew и шутках, как мы любим Америку, гифках с лысым орлом и прочих локальных мемах. Информация как для вас, так и для завсегдатаев сообщества: это не шутки. Даже если в комментариях сейчас начнут писать «death to Amerika», автора это не убедит. Америка — это часть нас и это нормально.

Давайте еще отделим идейность от повседневности. Идейные думский депутат, автор телеграм-канала и журналист с фамилией великого писателя на Первом будут говорить про «наши ценности», «русскую цивилизацию» и прочий фэнтези-сеттинг. Но когда камера выключится, они вернутся к настоящей жизни, в которой будет Запад though and through. 

Однако есть один нюанс. Все эти разговоры про влияние Америки и что мы не они, про деколонизацию остаются куцыми без осознания одного важного факта. Мы говорим о воспринятой нами культуре как о чужой. А это в корне ошибочно. 

Дело в представлениях о том, что у нас есть некое «наше» и «не наше». При этом и то, и другое «у нас есть», вот автор это сам сейчас написал и с радостью ловит себя на слове. И более старые элементы культуры, и новые — все наши. Можно, конечно, создать себе список канонически русских вещей и не принимать остальные, но полезно ли отрицать реальность? У нас в России на американском кино, музыке и видеоиграх уже выросло несколько поколений. Это часть нашего визуального кода. Не было такого периода в истории России, когда она была «настоящей Россией», а потом вдруг, позаимствовав что-то в миллионный раз, стала «ну всё, уже не той Россией». Ни в XX веке, ни в XVIII, ни когда-либо еще. И, конечно, заимствования — это не уникальная для России ситуация. В этом мы тоже ничем не отличаемся от любой другой культуры. В том числе американской, которая — ну да вы сами знаете.

В связи с этим сообщение тем, кто помладше. Вы, наверное, видели достаточно «бумеров» в районе тридцати пяти, сорока лет, которые разглагольствуют в духе «никогда мы не будем братьями» и вообще топят за Русь-матушку против совершенно чуждых нам США. Когда-нибудь думали, на чем выросли эти люди? Вы и без нас должны знать ответ. Они выросли на Диснее, игре Дюк Нюкем, и ни один из киношных героев их детства не был русским, кроме русских злодеев в американских боевиках. Их комнаты были оклеены плакатами с Рэмбо и, вероятно, какими-нибудь американскими полуголыми женщинами. Так что с экранов мобильных телефонов с вами говорят буквально духовные американцы, выросшие на чужбине (в России). Это они пытаются вас убедить, что Россия с США — это не родственные страны, а совершенно чуждые друг другу природные враги. Don’t believe their lies! 

Современная русская поп-культура во многом основана на американской. Это не откровение, все поп-культуры мира таковы. Плохо ли это, стоит ли по этому поводу комплексовать? Вопрос решается кратким историческим экскурсом. Собственно, нам даже не нужен экскурс в Ренессанс или нечто подобное. Достаточно ограничиться тем, что «Запад» строит свою идентичность на вторичности от римской культуры. Все хотят сказать: WE WUZ ROMANZ, а еще лучше: WE ARE ROMANZ. К слову, мы знаем одну страну, у которой в столице стоит мавзолеи ее правителей наподобие римских и есть капитолий. А еще другую страну, которая так и говорит: «Наша столица — это Рим». Вероятно, этим двоим есть о чем поболтать.

Поэтому давайте уже прекратим выписывать из русской культуры то, что в нее попало недавно, пусть и от политического недруга, которым США сейчас несомненно являются. Все ваши фразы вроде «это не русский стиль, потому что вон тот карниз был у калифорнийского архитектора» — оставьте их. Всё у всех когда-то было. Дайте нашей постсоветской культуре настояться и стать просто русской культурой. Она и без нас это сделает, просто для нас же будет полезно принять ее и понять все наши новые визуальные, музыкальные и прочие самости, которые, возможно, отсутствуют на иллюстрациях Билибина и в партитурах Чайковского.

На американском гербе орел и на русском гербе он тоже есть. Только у нашего две головы. Никогда не задумывались, в чем может быть подлинный современный смысл двуглавости? Мы вам ответим. Америка известна двойными порциями. Наш орел — это не Запад + Восток или другая псевдофилософская чепуха. Это большая, добротная двойная порция. Двойная порция того, что вы любите. Например, мы любим Россию. Can’t get more American than this.

Задонать своей кибердиаспоре
И получи +14 баллов социального рейтинга!
Image link